Психопрофилактика

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Психопрофилактика

Под психопрофилактикой

понимают систему психологического оздоровления ребенка, создания адекватных условий индивидуального, семейного, образовательного развития его психологической сферы. Цель психопрофилактики - предотвращение возможных психологических отклонений. Психопрофилактика бывает первичной,

когда данные мероприятия начинают проводить на фоне нормативного состояния ребенка; они осуществляются постоянно, и не позволяют сформироваться отклонениям в психическом развитии (создание адекватного психологического климата в семье); и вторичной,

когда психопрофилактика начинается на фоне уже имеющейся органической недостаточности ЦНС или при первичных психических отклонениях. Цель данной профилактики - предотвращение развития дополнительных вторичных нарушений, которые могут значительно осложнять течение имеющейся аномалии.

Психопрофилактика должна начинаться с момента рождения ребенка, использоваться постоянно для создания наиболее благоприятных психологических условий его развития. Для этого создаются группы дневной диспансеризации при ДОУ, где осуществляется необходимая психодиагностика, психокоррекция.

По данным перинатальной психологии подобные мероприятия должны проводиться уже на стадии внутриутробного развития плода в виде позитивного эмоционального общения матери с ним, прослушивания приятной музыки, создания положительной психологической атмосферы в семье. Важным является правильный психологический настрой женщины на будущую беременность, эмоциональное принятие ребенка, адекватная подготовка к родам с использованием специальных техник саморегуляции и расслабления. Такую психопрофилактику можно назвать отсроченной, т.к. она используется еще до рождения ребенка.

В настоящее время МО.РФ активно внедряет систему раннего вмешательства, которая позволяет осуществлять реабилитационную работу в раннем возрасте. Это позволяет своевременно компенсировать вторичные отклонения в психологическом развитии у детей.

Психопрофилактика должна следовать за естественным процессом психологического развития ребенка, повторяя все его этапы. Но психопрофилактика должна предвосхищать эти этапу созданием характерных для них условий наибольшего психологического комфорта. Это позволяет сформировать гармоничные качества личности.

Однако, в специальной психологии психопрофилактика преимущественно вторичная. Она связана с поздним обращением родителей за помощью, несвоевременным выявлением аномалий или первичных отклонений в психическом развитии. В целом, психопрофилактика обеспечивает предотвращение развития патологических черт характера, семейной, образовательной и социальной дезадаптации; приспособление ребенка к аномалии или к имеющимся психическим отклонениям для адекватного выполнения основных социальных функций.

Интересные материалы:

Развитие представлений о понятии «идентичность»
Проблематика идентичности находиться на стыке интересов социологии, истории, культурологи, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А. Адлером ...

Принципы психологической компенсации
Для ориентации в пространстве слепые дети используют слух (ориентация в уличной обстановке); осязание, которое помогает ориентироваться в прилежащем пространстве; “шестое чувство (тепловое), которое позволяет на расстоянии замечать предме ...

Задача установления интимных отношений
Первоначально задача достижения интимности встает как задача установления близких отношений со сверстниками сначала своего пола как психологически более понятного и близкого. Ее решение начинается, как правило, еще в подростковом возрасте ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru