Типы психологического развития
Выделяют несколько типов психологического развития:
1) Эволюционный
/сравнительно медленные количественные и качественные преобразования при переходе человека из одной возрастной группы в другую, охватывающие значительные периоды жизни. Они зависят от постоянно действующих факторов – биологического созревания, психофизиологического состояния, уровня интеллектуального и личностного развития. Наблюдается на литическом периоде развития по Л.С. Выготскому.
2) Революционный
/отражает более глубокие психологические изменения, которые формируются за сравнительно короткий период времени; они обычно связаны с кризисами возрастного развития, возникающими на рубеже возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами эволюционного развития психики. Соответствует критическим периодам развития.
3) Ситуационный
/изменения в психологии человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, в частности, с особенностями воспитания и обучения в непродолжительный период времени/.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, часто необратимы и не требуют систематического подкрепления; в то время как ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление, пример, в последующих упражнениях. Первые изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные затрагивают лишь частные формы поведения, знаний, навыков и т. д.
Это имеет важное значение для психодиагностики особенностей психического развития человека, формирования отклонений в развитии.
3. Психологический возраст
Под психологическим возрастом
понимается не количество лет, прожитых человеком, а особенности его психологии и поведения в определенный период жизни. Переход от одного психологического возраста в другой сопровождается существенным изменением психологических и поведенческих особенностей человека. Понятие возраст служит для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных диагностических тестах /Немов Р.С., 1994/.
Причем само развитие
рассматривается как многоуровневый процесс: «это изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий среды (социальной и естественной) /Г. Крайг, 2001/. Это определение подчеркивает важность выделения в данном процессе нейродинамического (1), психодинамического (2) и социодинамического уровней (3) психологических систем, соответствующих им форм становления психики человека: нейрогенез, психогенез, социогенез.
Поэтому психологический возраст рассматривается также как возраст физический, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития (Р.С. Немов). При этом психологические параметры человека соотносятся с нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом (В.П. Зинченко). Следовательно он подразделяется на среднестатистический (для социальной группы) и индивидуальный возраст.
Интересные материалы:
Цели контент-анализа в социально-психологическом исследовании
- изучение социально-психологических особенностей создателей (авторов; отдельных личностей, группы, в том числе скрытых (неосознаваемых) проявлений и тенденций;
- изучение реальных социально-психологических явлений, отраженных в содержан ...
Родительские стили воспитания и установки
Детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения. Детско-родите ...
Определение «фрустрация» в современной психологии
Фрустрация (лат. frustration-обман в ожидании, разрушение планов) представляет собой эмоциональное состояние, которое возникает при сильном переживании от внезапной встречи человеком непреодолимого (или кажущегося ему непреодолимым) препя ...