Типы психологического развития

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Типы психологического развития

Выделяют несколько типов психологического развития:

1) Эволюционный

/сравнительно медленные количественные и качественные преобразования при переходе человека из одной возрастной группы в другую, охватывающие значительные периоды жизни. Они зависят от постоянно действующих факторов – биологического созревания, психофизиологического состояния, уровня интеллектуального и личностного развития. Наблюдается на литическом периоде развития по Л.С. Выготскому.

2) Революционный

/отражает более глубокие психологические изменения, которые формируются за сравнительно короткий период времени; они обычно связаны с кризисами возрастного развития, возникающими на рубеже возрастов, между относительно спокойно протекающими периодами эволюционного развития психики. Соответствует критическим периодам развития.

3) Ситуационный

/изменения в психологии человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, в частности, с особенностями воспитания и обучения в непродолжительный период времени/.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, часто необратимы и не требуют систематического подкрепления; в то время как ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление, пример, в последующих упражнениях. Первые изменения преобразуют психологию человека как личности, а ситуационные затрагивают лишь частные формы поведения, знаний, навыков и т. д.

Это имеет важное значение для психодиагностики особенностей психического развития человека, формирования отклонений в развитии.

3. Психологический возраст

Под психологическим возрастом

понимается не количество лет, прожитых человеком, а особенности его психологии и поведения в определенный период жизни. Переход от одного психологического возраста в другой сопровождается существенным изменением психологических и поведенческих особенностей человека. Понятие возраст служит для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии человека, широко используется в разнообразных диагностических тестах /Немов Р.С., 1994/.

Причем само развитие

рассматривается как многоуровневый процесс: «это изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий среды (социальной и естественной) /Г. Крайг, 2001/. Это определение подчеркивает важность выделения в данном процессе нейродинамического (1), психодинамического (2) и социодинамического уровней (3) психологических систем, соответствующих им форм становления психики человека: нейрогенез, психогенез, социогенез.

Поэтому психологический возраст рассматривается также как возраст физический, которому соответствует человек по уровню своего психологического развития (Р.С. Немов). При этом психологические параметры человека соотносятся с нормативным (среднестатистическим) симптомокомплексом (В.П. Зинченко). Следовательно он подразделяется на среднестатистический (для социальной группы) и индивидуальный возраст.

Интересные материалы:

Шизофрения раннего и дошкольного возраста
Данная форма шизофрении чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Наследственная отягощенность у детей, заболевших в этом возрасте, выше, чем в целом у всех больных шизофренией. Злокачественно текущая форма начинается обычно в 1,5-2 г ...

Теории психогенеза
Эти концепции возникли одновременно с описанием раннего детского аутизма Каннером, который, как уже говорилось, был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к эмоциональному взаимодействию с окружающ ...

Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия ». Е.А. Климов предлагает четыре п ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru