Личность спортсмена и роль тренера в её формировании
Особо следует подчеркнуть, что характер обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. При этом эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля через волевые усилия осуществляет реализацию этих черт характера. [28].
В стрессовых ситуациях проявляется установка человека на достижение успеха или избегание неудачи. Эти установки определяют соответствующую направленность характера. В частности, спортсмены, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Они склонны ставить завышенные трудные цели, не боятся опасности. Степень реализации таких целей зависит от развития их волевой сферы. Спортсмены, у которых преобладает установка на избегание неудачи, более осмотрительны, ставят посильные цели, реже рискуют.
Так, в игровых видах спорта спортсмены с установкой на достижение успеха чаще предпочитают играть в нападение, а игроки с установкой на избегание неудачи надёжнее выполняют функции защитников.
Эмоционально-динамические особенности свойств характера зависит от темперамента. Взаимосвязь характера и темперамента определяется общей функциональной основой. От темперамента во многом зависит протекание внешних проявлений свойств характера. Темперамент во многом обусловливает эмоционально-динамические аспекты характера, тормозя или благоприятствуя развитию его черт. Например, у сангвиника легче воспитать общительность, у флегматика это качество формируется труднее. Зато флегматику легче проявить настойчивость и выдержку, а сангвинику это значительно сложнее. В свою очередь, характер оптимизирует негативные социальные проявления темперамента (например, безудержность, неуравновешенность холерика).
Компенсаторные влияния характера на темперамент достигаются за счёт специального развития навыков волевой регуляции с применением самоприказов, самовнушения, самоубеждения, самоодобрения, самокритики и т.п. [20].
В спорте люди без сильного характера не могут достичь больших успехов, так как этот вид деятельности требует максимальной самоотдачи, регулярных напряжённых тренировок, предельной мобилизации сил. Спорт по сути своей - хорошее средство для воспитания характера. Роль спортивной деятельности в его формировании заключается в том, что в ней образуются те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер. Но, для того чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными, они должны сформироваться в систему навыков. Благодаря им в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер, способен совершить незапланированные поступки без длительного размышления и колебаний. Психологическими проявлениями таких навыков являются привычки.
Достижение высокого мастерства в спорте невозможно без привычки к регулярным напряжённым тренировкам, к выполнению сложных технических упражнений, проявлению воли и т.п. Но привычки лишь тогда становятся основой соответствующих свойств характера, когда они формируются и проявляются при сознательном активном отношении спортсмена к своей деятельности, долгу и при самоконтроле. Так в процессе регулярных тренировок у высококвалифицированных спортсменов формируется привычка тщательно, всесторонне готовиться к ответственным соревнованиям на фоне волевых усилий и реализации возрастающих функциональных возможностей. Во время такой подготовки психика их постепенно настраивается, как бы подготавливая организм к достижению всё более высоких спортивных результатов. Спортивный коллектив, создавая условия для удовлетворения потребности в общении, способствует формированию эмоционально-ценностных отношений.
Подготовка спортсмена связана с длительными тренировками в различных погодных условиях, с выполнением большого объёма сложных упражнений, физической нагрузкой. Как правило, всё это связано с наступлением утомления. Поэтому тренеру в это время следует с пониманием относиться к снижению активности у спортсменов, ухудшению их настроения, не следует делать им замечания. Тренеру следует добиваться, чтобы провинившегося спортсмена осудили его же товарищи, это повышает чувство ответственности перед коллективом. [20].
Интересные материалы:
Современные технологии формирования
политического имиджа
Развитие практики управления имиджем в современных условиях развития общества привело к появлению специальной дисциплины, получившей название – паблик рилейшенз или «связь с общественностью». Паблик рилейшенз объединяет такие формы управл ...
Общее и своеобразное в развитии нормального и аномального ребенка
1) Развитие нормального и аномального ребенка подчиняются общим психофизиологическим законам. Это определяет большое значение для развития аномального ребенка, его потенциальных возможностей, которые используются для коррекции и реабилита ...
Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками
Для рассмотрения данного вопроса мы решили начать с определения такого понятия как социальная перцепция.
Социальная перцепция (лат. perceptio – восприятие и socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объе ...