Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Информация » Психологическая сущность дисциплинированности » Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Страница 4

6. Безопасность. Мотивационная цель— стабильность безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида, вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.

7. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии.

9. Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динамические отношения между ценностями. По их представлениям, все мотивационные типы, а, следовательно, и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Таким образом, была выделена следующая типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) - (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары.

1. Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают особое ударение на социальное превосходство и уважение).

2. Достижения и гедонизм — связаны с получением удовольствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3. Гедонизм и стимулирование - связаны с желанием аффективно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию).

4. Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморегуляция включают внутреннюю мотивацию творчества и стремление к изменению личности.

5. Саморегуляция и универсальные ценности — выражают возможность справедливого и комфортного существования в различных условиях.

6. Универсальные ценности и благосклонность — имеют отношение к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7. Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8. Конформность и безопасность — относятся к защите гармонических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармонию отношений).

9. Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодолением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избегание или преодоление опасности, неопределенности путем контроля за взаимоотношениями и природными ресурсами).

Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Таким образом, ценности играют особую роль в жизни человека. В связи с этим большое значение имеет изучение ценностно-нормативной социализации как процесса усвоения и активного воспроизводства существующих в обществе норм и ценностей. Итак, формирование личностных ценностей и ценностных ориентации позволяет человеку отнестись к той действительности, в которой он живет. Ценности дают возможность построить собственный образ мира вне отрыва от мира социального, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит и в основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется. Это, в свою очередь, позволяет человеку регулировать свое поведение исходя из его представлений о социуме и о себе. При этом влияние ценностей на поведение человека опосредуется его социальными установками (аттитюдами). Ценности, выступая как регуляторы социального поведения, реализуются в системе ценностных ориентации, а в конечном итоге и в аттитюдах, как важнейших элементах общей структуры диспозиции личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Социальная депривация
Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии со ...

Аутистическое расстройство
Аутизм в детстве как отдельный признак или в целом психическое расстройство признается специалистами большинства стран. Основными определяющими его признаками являются аутистические формы контактов, расстройство речи, ее коммуникативной ф ...

Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru