«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности
В данном исследовании мы исходили из теоретических посылок, что устойчивая профидентичность реализуется посредством:
§ своей работы, которую специалист умеет делать хорошо, результаты которого приносят ему и другим удовлетворение (успешная профессиональная ситуация);
§ отождествлением (идентификацией) себя с профессиональной группой, которая оценивается позитивно, и дистанцирование (отчуждение) с другими, неблизкими профессиональными сообществами (успешные профессиональные отношения);
§ самого себя, раскрытия своего функционального потенциала, самоосуществления (позитивного образа профессионального "Я").
1.2.4 Формирование профессиональной идентичности
Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [8, с. 10].
Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во – первых, уровни профидентичности; во – вторых, этапы профессионального становления специалиста.
Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально – психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [37, с. 607]:
· этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;
· этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;
· этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.
Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».
С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности:
1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий. Профидентичность - невыраженная.
2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная.
3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профидентичность - активная.
4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности);ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю'': характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.
Автор определяет профидентичность — как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40,с. 92].
Интересные материалы:
Восприятие пространственных
планов
Интерьерное пространство имеет относительное трех частное деление на планы - передний (ближний), промежуточный (средний) и задний (дальний). Пространственные планы всегда реальны, и их относительная глубина определяется расстояниями конкр ...
Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития — понятие, сложившееся в отечественной психологии в 60-х гг. XX в. на основе начавшегося на десятилетие раньше изучения детей, как испытывающих стойкие трудности в обучении в массовой школе, так и таких, кот ...
Понятие личности
Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность этих качеств составляет ее первое св ...