«Я – образ» в контексте профессиональной идентичности

Информация » Определение психологических особенностей профессиональной идентичности в зависимости от степени приобщения к профессии » «Я – образ» в контексте профессиональной идентичности

Страница 2

В данном исследовании мы исходили из теоретических посылок, что устойчивая профидентичность реализуется посредством:

§ своей работы, которую специалист умеет делать хорошо, результаты которого приносят ему и другим удовлетворение (успешная профессиональная ситуация);

§ отождествлением (идентификацией) себя с профессиональной группой, которая оценивается позитивно, и дистанцирование (отчуждение) с другими, неблизкими профессиональными сообществами (успешные профессиональные отношения);

§ самого себя, раскрытия своего функционального потенциала, самоосуществления (позитивного образа профессионального "Я").

1.2.4 Формирование профессиональной идентичности

Формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. «Профессионализация - это процесс становления профессионала. Этот процесс включает выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей, освоение правил и норм профессии, формирование и осознание себя как профессионала, o6oбщение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. В целом профессионализация это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала является одним из аспектов развития личности» [8, с. 10].

Важно выделить два основных аспекта в процессе формирования профессиональной идентичности: во – первых, уровни профидентичности; во – вторых, этапы профессионального становления специалиста.

Зарубежный автор А. Тэшфел, в рамках социально – психологических исследований выявил следующие этапы формирования профидентичности [37, с. 607]:

· этап социальной категоризации: упорядочивание социального окружения, способом, который имеет смысл для индивида;

· этап социальной идентификации: процесс помещения человеком себя в ту или иную категорию;

· этап социальной идентичности: полное социальное отождествление.

Особый интерес в русле нашей работы представляют данные о том, что значимой смысловой группой может являться профессиональное сообщество, процесс идентификации с которым может привести к достижению идеального профессионального образа «Я».

С точки зрения, отечественного исследователя Н.С. Пряжникова, возможна следующая иерархия в уровнях профидентичности:

1. Осознание дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять свое дело, овладеть им в полном объеме, освоить все трудовые функции (профессиональный опыт = 0); определение структуры профессиональных отношений и поиск своего места в них (профессиональное общение = 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "хочу"; характеристика самого субъекта деятельности - мечтающий. Профидентичность - невыраженная.

2. Усвоение основных знаний, требований профессии к человеку осознавание своих возможностей, представление о выполнении данной деятельности, осуществление деятельности по образцу (профессиональный опыт не равен 0); установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество (профессиональное общение не равно 0); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "знаю", характеристика самого субъекта деятельности – осведомленный. Профидентичность выраженная, пассивная.

3. Практическая реализация выбранных профессиональных целей, самостоятельное и осознанное выполнение деятельности, формирование своего индивидуального стиля деятельности (профессиональный опыт =const); формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения (профессиональное общение = const); соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "могу"; характеристика самого субъекта деятельности — умелый. Профидентичность - активная.

4. Свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний - поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, мастерство и творчество (профессиональный опыт стремиться к бесконечности);ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональное неповторимости, желание передавать свой опыт другим, делиться им (профессиональное общение стремиться к совершенству) соответствие человека и профессии устанавливается в модальности: "делаю'': характеристика самого субъекта деятельности — творческий. Профессиональная идентичность устойчивая.

Автор определяет профидентичность — как близкое понятие самоопределению, но содержание его все-таки другое. Профидентичность — это осознавание себя, выбирающего и реализующего способ взаимодействия с окружающим миром и обретение смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [40,с. 92].

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Психологические причины
Формирование личностных качеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешних факторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависит от внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное ...

Виды, формы межличностных отношений
Чтобы лучше ориентироваться в многообразии отношений, имеет смысл обратиться к существующим в психологической литературе классификациям. Разные исследователи выделяют для классификации отношений большое количество параметров, что создает ...

Изоморфизм физического, физиологического и феноменального полей
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонента ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru