Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Информация » Механизмы урегулирования конфликтов в подростковом возрасте » Характеристика малых групп и особенность возникновения конфликтов в подростковом возрасте

Страница 2

Конфликт в малой группе - это столкновение противоположно направленных интересов, целей, взглядов и т.п. оппонентов, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Оппонентами в данном конфликте могут выступать:

§ отдельные члены группы,

§ отдельные группировки внутри нее,

§ член группы и остальная ее часть

Конфликт в малой группе может возникать на основе:

§ личного конфликта (источник конфликта в одном из участников),

§ межличностного конфликта (источник конфликта в отношениях между членами группы),

§ конфликта принадлежности (принадлежности к подгруппе),

§ межгруппового конфликта (внешний конфликт может породить внутренний),

§ социального конфликта (последствия социального давления).

При изучении конфликтов в группе важную роль играет стиль лидерства. Лидерство – это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежат отношения доминирования и подчинения. Лидерство опирается на наличие власти и личностное влияние. Оно характеризуется определенным стилем.

Стиль лидерства – это своеобразный процесс осуществления влияния на поведение людей, проявляющийся в особенностях совокупности приемов и методов, применяемых лидером с целью оказания указанного влияния. Понятие стиля лидерства впервые предложил К. Левин. Различают три типа стиля лидерства:

1. Демократический – решение принимается группой. Указанный стиль лидерства наиболее эффективен в слабо структурированных ситуациях. Более ориентирован на межличностные отношения и решение творческих задач.

2. Авторитарный – решение принимает лидер.

3. Попустительский – участники группы ведут себя в соответствии со своими желаниями, их активность носит спонтанный характер.

Важную роль играет также эффективность групповой деятельности. Эффективность понимается нами как успешное решение группой всех имеющихся задач. Одним из важнейших показателей эффективности высокоразвитой группы (коллектива) является сверхаддитивный эффект [21,c. 534]. Он представляет собой способность группы как целого добиваться результатов в работе гораздо более высоких, чем может сделать такое же по численности количество людей работающих независимо друг от друга и не объединенных системой описанных отношений.

Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов

Основываясь на психологических, социологических и педагогических исследованиях, можно выделить основные особенности возникновения конфликтов в малых подростковых группах:

· это связано с гендерными особенностями подросткового возраста;

· со стороны индивидуума, связано: с индивидуально-психологическими особенностями; системой потребностей, мотивов, интересов; различиями представлений о себе, ее "Я – образ";

· со стороны группы, связано: с проблемой соотношения уровня нормативного поведения; со стилем лидерства; с эффективностью групповой деятельности; со способом разрешения внутригрупповых противоречий.

Таким образом, подростковые конфликты в малых группах существуют, а вот опыта урегулирования их мало, а в нашей республике и вовсе отсутствует. Обратимся за опытом урегулирования конфликтов в школы зарубежом и в России.

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Компенсация и обучение
Компенсация (с латинского - возмещение, уравновешивание)-это сложный процесс замещения или перестройки нарушенных функций ребенка. Он связан с механизмами приспособления организма, психики к среде вследствие врожденных или приобретенных ( ...

Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста
Развитие словесной памяти у детей начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения ...

От висцерального субъекта к личности
Новорожденный появляется но свет неспособным к какой бы то ни было внешнепредметной активности, а значит остаться живым он может только благодаря тому, что сразу же оказывается включенным в систему внешних рефлексивных отношении с матерью ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru