Метод семантического дифференциала

Информация » Методы изучения восприятия интерьера » Метод семантического дифференциала

Страница 1

Метод субъективного шкалирования заимствован из классической психофизики и является простым и прямым методом получения матрицы семантического сходства. Одной из разновидностей метода шкалирования является метод семантического дифференциала, который позволяет построить субъективное семантическое пространство. Однако часто понятия "метод семантического дифференциала" и "метод шкалирования" используют как синонимы. Метод шкалирования был разработан группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом и получил широкое распространение в исследованиях, связанных с восприятием человека, анализом его социальных установок и личностных смыслов. Как полагает Ч. Осгуд, метод семантического дифференциала позволяет измерить коннотативное значение, то есть те состояния, которые следуют за восприятием символа и предшествуют осмысленным операциям с символами. Наиболее близким аналогом коннотативного значения в понятийном аппарате отечественной психологии является понятие личностного смысла. Личностный смысл является значением значения для субъекта.

В методе семантического дифференциала измеряемые объекты (понятия, изображения, персонажи и т.п.) оцениваются также по ряду шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом; с помощью факторного анализа удается выделить пучки высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Математическое построение семантического пространства является переходом от большей размерности (которые заданы шкалами) к меньшей размерности (факторам). Таким образом, факторы - это форма обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строится семантический дифференциал. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к более емкому описанию с помощью меньшего набора факторов. Так представляется содержание объекта, его коннотативное значение. Например, при исследовании особенностей восприятия телеведущих первоначально зрителями было названо 82 качества, с помощью которых можно оценить ведущих информационных программ. В результате факторного анализа все эти качества были объединены в четыре фактора (порядочный-непорядочный, от крытый-обособленный, активный-безучастный, слабый-сильный), которые помогли в более обобщенном виде выявить различия идеального и реальных телеведущих, участвовавших в исследовании, а также наглядно представить их индивидуальные профили.

В исследованиях Ч. Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий самых разных понятийных классов (пламя, ураган, мать, радость и т.д.), и было выделено три основных фактора интерпретированных как "оценка", "сила", "активность". Дальнейшие исследования показали универсальность выделенных структур. Так была показана идем точность факторных структур у представителей различных культур разного образовательного уровня; и т.д. Например, если по фактору "оценка" слово "дождь" испытуемый оценивает как хорошее, то по всему фактору "оценка" это слово будет тяготеть к положительной оценке: дождь будет для него желанным, теплым и т.д. Таким образом, если структура пространств идентична для различных испытуемых, то можно использовать результаты факторизации, полученные на одной группе для проведения исследований с применением методики семантического дифференциала на другой группе испытуемых, т.е. можно использовать уже полученные группировки шкал в факторы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

От «S-R» к предметности
Под раздражимостью естествознание традиционно, начиная с XVII века, когда это понятие было введено Глиссоном, понимало способность живого субстрата приходить в состояние активности, понимаемой как некоторое имманентное шевеление этого суб ...

Пояснение к понятию «Ки», как неотъемлемой составляющей боевого искусства и организма человека
В наш век стремительное развитие техники вторгается в каждую клеточку нашей жизни. И этот процесс не имеет конца. Новые достижения всё более впечатляющи: людей заменяют компьютеры, нажатия одной кнопки достаточно для того, чтобы начать яд ...

Понятие «школьная дезадаптация»
Понятие «школьная дезадаптация» (далее мы будем пользоваться сокращением ШД) сегодня достаточно широко употребляется в отечественной психолого-педагогической литературе. Но в качестве научного понятия ШД пока не имеет однозначного толкова ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru