Психология влюбленности и любви
Следует еще раз подчеркнуть, что со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность в общении, меняется. Перечисленные внешние характеристики выполняют функцию обеспечения психологического комфорта на первых этапах взаимодействия, благодаря чему и может возникать симпатия. В дальнейшем эти характеристики в значительной мере утрачивают свою значимость. Особенности личности, напротив, со временем становятся более важными в удовлетворенности общением.
Таким образом, симпатию можно рассматривать как этап, предшествующий возникновению более сложных чувств, в частности влюбленности, но не приводящий закономерно к ее возникновению.
Влюбленность и любовь. Чувство любви большинству людей представляется специфичным и не сводимым к другим понятиям, таким, как дружба, секс, симпатия и т. д. Любовь представляет из себя сложный комплекс переживаний, весьма разнообразных по содержанию и часто противоположных по знаку: с ней связаны эйфория, депрессия, нарушения сна, склонность к фантазиям, трудности в концентрации внимания и т. д.
Весьма важным моментом является присутствие в любви негативных чувств. Так как любовные отношения предполагают тесный контакт и сильно значимы для их участников, партнеры не могут не вызывать периодически друг у друга сильных отрицательных чувств. Возникновение подобных переживаний часто вызывает панику у партнеров, так как расценивается ими как потеря любви. Психотерапевтическая практика показывает, что противоположные по знаку выраженные эмоциональные состояния легко могут переходить друг в друга.
Такую же закономерность подчеркивает и народная мудрость в пословице «от ненависти до любви — один шаг». Противоположностью любви является не ненависть, а равнодушие, и некоторые авторы называют ненависть «тяжелой любовью». Существование подобных закономерностей обычно отрицается влюбленными, так как они противоречат романтическим канонам представлений о любви. По этой же причине негативные чувства часто вытесняются, что может порождать проблемы в общении партнеров, психосоматические нарушения и другие психологические проблемы. В практике психологической помощи психологу бывает необходимо проводить соответствующую просвещенческую работу с клиентами, а также учитывать эти закономерности при идентификации проблем клиентов.
Многими исследователями как в философии, так и в психологии делались неоднократные попытки предложить различные классификации любовных переживаний и выделить различные виды любви. К сожалению, весьма часто критерии для деления выбирались умозрительно и отражали скорее личный опыт автора, чем психологическую реальность, характерную для большинства. Для психолога могут представлять интерес классификации, оказывающие ему помощь в реальной работе с клиентами. Например, основываясь на выделенных видах любви, можно попытаться выяснить, какой из них кажется клиенту наиболее предпочтительным, сравнить его с тем, какой он имеет в реальной жизни. Другой вариант использования классификации — попытаться вместе с клиентом определить, возможно ли существование данного вида любви в течение длительного времени, подходит ли данный вид любви для брака и т. п. В качестве подобных работающих классификаций видов любви могут быть предложены классификации Р. Стернберга и Т Кемпера.
Интересные материалы:
Эмоциональная напряженность
Эмоционально насыщенные и подчас психотравмирующие ситуации, возникающие в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности, способны вызвать как состояние положительного боевого возбуждения, "боевой готовности", моби ...
Факторы, влияющие на прочность и удовлетворенность браком
Супружеское удовлетворение браком есть не что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей.
В социологической науке су ...
Манипулятивные технологии в переговорном процессе
Часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от применения ими ма ...