Психология влюбленности и любви

Информация » Этап добрачнго ухаживания, как объект исследования психологии » Психология влюбленности и любви

Страница 2

Особенности поведения при общении. Безусловно, можно говорить о том, что большую симпатию вызывают люди, обладающие компетентностью в общении, т. е. умеющие поддерживать общение, адекватное ситуации по содержанию и глубине. При этом они демонстрируют собеседнику множество знаков принятия на невербальном уровне: поддерживают визуальный контакт, улыбаются, сохраняют открытую позу и оптимальную дистанцию по отношению к собеседнику. Выбор оптимальной дистанции очень важен, так как огромный массив экспериментальных данных свидетельствует о том, что пространственная близость способствует возникновению симпатии. Она же является и диагностическим показателем, свидетельствующем о симпатии (естественно, в том случае, если человек свободен в выборе своего места). Но не следует забывать, что вторжение в интимную зону партнера (расстояние менее 0,5 м) при первоначальном контакте с ним скорее всего вызовет у него дискомфорт и негативное отношение.

В обыденной жизни симпатию у другого человека иногда пытаются вызвать, давая ему положительные оценки или оказывая ему услуги.

Но и в этом случае возникновение симпатии не гарантировано. Для того чтобы положительные оценки вызвали симпатию, получатель их должен быть уверен, во-первых, что оценка адресована лично ему, а не является принадлежностью ситуации. Например, ее ли человек у верен, что положительно его оценили из вежливости или если большинство участников данной ситуации также оценены положительно, то ценность полученной оценки значительно снижается и не способствует возникновению симпатии к оценивающему. Во-вторых, учитывается опыт общения с оценивающим — если последний склонен часто давать положительные оценки, их ценность также снижается. В-третьих, учитываются мотивы оценивающего. Точнее, оценивающему могут приписываться корыстные мотивы (например лесть, выгода), и в этих случаях его положительные оценки вызовут уже не симпатию, а антипатию.

Все сказанное об оценках относится и к услугам. При этом надо добавить, что для возникновения симпатии часто важна не услуга, оказанная человеку, а услуга, которую он сам оказал. Еще Л.Н. Толстой писал о том, что мы любим людей за то добро, которое для них делаем, и ненавидим за то зло, которое им причиняем. Таким образом, положительные оценки, даваемые человеку, и оказываемые ему услуги не гарантируют возникновения симпатии.

Важную роль в возникновении симпатии в общении играет готовность человека к самораскрытию. В жизни люди достаточно открытые обычно вызывают больше симпатий, чем те, кто всегда придерживается ролевых стереотипов, Однако слишком быстро становящиеся откровенными люди вызывают скорее тревогу, чем симпатию. Излишнее самораскрытие отпугивает неподготовленного слушателя. Люди, не видящие разницы между близким другом и случайным знакомым и раскрывающие свои секреты и чувства перед всеми подряд, вызывают у партнеров по контакту чувство растерянности, а затем антипатии. Если человек считает, что ему доверили тайну, а потом узнает, что она была рассказана еще множеству людей, то он, как правило, переживает чувство разочарования или даже предательства.

Таким образом, самораскрытие связано с симпатией также не линейной зависимостью: симпатию вызывает самораскрытие лишь до момента достижения определенного, устраивающего обоих партнеров уровня близости.

Данные экспериментальных исследований общения в совместной деятельности позволяют сделать вывод о том, что мощным фактором, вызывающим симпатию, является стремление партнера к сотрудничеству в процессе совместной деятельности.

Все описанные характеристики — физическая привлекательность индивида, его социально-демографические характеристики, особенности поведения в общении — могут быть обозначены как внешние, так как они являются легко наблюдаемыми. Что же касается свойств личности, то они на первых этапах общения оказывают небольшое влияние на эмоциональные отношения, скорее всего в силу того, что их труднее всего распознать.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru