Особенности использования информационных технологий в контексте православного воспитания

Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Особенности использования информационных технологий в контексте православного воспитания

Страница 1

В современных условиях мало кто остается равнодушным к проблеме влияния информационных технологий на ребенка. В этом разделе мы постараемся дать некоторые мнения по данному вопросу представителей Русской Православной Церкви.

Рассмотрим вначале отношение к компьютеру как таковому. "Компьютер, - пишет свящ. Александр Дубинин, - всего лишь машина, вещь, дело рук человеческих. И как из всякой вещи, из него можно сотворить идола - таковым он, впрочем, является для некоторых программистов. Сам по себе он ни плох и ни хорош. Тем и другим его может сделать человеческая воля. В наши дни уже, видимо, не обойтись без использования компьютера практически во всех сферах общественной жизни" [9,20]. Но все же автор выражает желание, чтобы "дети держались от этих "умных машин" подальше". Причиной является вредное воздействие на "физическое здоровье человека". По мнению автора, никакие защитные экраны не предохранят полностью от губительного облучения. Недаром во всем мире установлены временные нормы работы за компьютером" (на этом вопросе мы останавливались в части нашей работы, посвященной гигиеническим и физиологическим требованиям работы за компьютером).

Далее автор, опираясь на наблюдения медиков, пишет, что "у всех "компьютерщиков" сильно понижен уровень лейкоцитов в крови - значит, повреждена защитная функция организма, ослаблена сопротивляемость заболеваниям". Приводится такой пример. "Один московский врач с 25-летним стажем провел серию экспериментов с помощью лечебно-диагностической модели по методу Фолля, чтобы выяснить, как окружающие предметы влияют на физическое состояние человека. Результаты исследования показали, что при длительном общении с компьютером сильно понижается иммунитет, делая организм беззащитным перед онкологическими заболеваниями и другими болезнями века".

Далее мы более комплексно остановимся на последствиях влиянии информационных технологий, физических, эстетических, психологических параметров, во-первых, на соматическое (телесное) развитие ребенка, во-вторых, на его ментальное (умственное) развитие и, в-третьих, на его нравственное (духовное) становление. Основные тенденции подобного влияния нам представляются в следующем:

1. Преобладание визуальной информации, идущей от плоского теле-, видио- и компьютерного экрана, не может не вызывать определенной деформации в складывающейся сенсорной системе ребенка, в процессах его восприятия и понятийного мышления.

2. Формирования у ребенка психологической зависимости от Экрана [информационных технологий], по мнению автора может отчуждать его от живого общения со взрослыми, а также сузить сферу совместной деятельности ребенка и взрослого в семье.

3. Экран вытесняет традиционную игру, в том числе коллективную игру со сверстниками [хотя необходимо отметить, что бывают и виртуальные друзья - автор], столь необходимую для его психического развития и личностного становления. (Знаменателен в этой связи анализ детских рисунков «моя семья» – центральным мотивом которых становится телевизор и «видак» – именно они, любовно прорисованные детьми, как правило занимают центральное место в рисунке, как бы символизируя «домашний очаг», или «членов семьи», при этом зачастую в ущерб изображению реальных членов семьи, людей вообще.*

4. Экранные образы, запечатленные в сознании, из источника информации превратились в источник трансформации картины мира современного ребенка, знаменуя собой переоценку традиционной системы ценностей и образа жизни. Это следующие духовные подмены:

а) мозаичность, «распадаемость» образов как агрессия по отношению к живым существам и материальным предметам – вместо ценности живого и целостного мира;

б) конвейр шаблонных приемов и образов порождает китч – псевдоискусство – вместо высокой этической потребности ребенка в прекрасном;

в) облегченное отношение к жизни и смерти, вместо благоговения перед их тайной; размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении…

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действия человека, они способны влиять друг на друга и психику человека в целом. Иногда мы сознательно доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию ...

Сократ и сократические школы
Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться ...

Компьютерные игры
Игра, по мнению, Л.С. Выготского, является «первой школой мысли для ребенка, подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению». А так же является «едва ли не самым драгоценным орудием ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru