Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий

Информация » Влияние информационных технологий на отношение к миру у младших школьников » Физиологические и гигиенические аспекты использования информационных технологий

Страница 1

Продолжая рассмотрение вопроса об использовании информационных технологий в учебном процессе, остановимся на физиологических аспектах и гигиенических нормах работы за компьютером как взрослых, так и детей. В основу будут положены новые российские "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы" (СанПин). По мнению составителей, основная нагрузка при работе за компьютером приходится на глаза. Во многих случаях утомляемость зависит от качества изображения на экране и от общей освещенности помещения [7,1]. При этом важно, чтобы не было ни полутьмы, ни высокой освещенности экрана оптимальная освещенность поверхности стола и клавиатуры 300 люкс, а освещенность экрана - 100-250 люкс. Важно, чтобы свет падал слева; в качестве источников освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы типа ЛБ [7,2]. Следующий аспект - это чистота, в которой содержится компьютер. Пыль, оседающая на экране, снижает его освещенность, ухудшает видимость изображения и способствует накоплению статического электричества [7,2]. Также важным является соблюдение меры в работе, которая в гигиене и физиологии называется режимом труда и отдыха, поскольку "незаметное ежедневное утомление имеет коварное свойство накапливаться и приводить к разнообразным негативным последствиям - от ухудшения зрения и снижения настроения до учащения простуд и обострения хронических заболеваний" [7,2].

Наиболее трудной, по мнению авторов "Гигиенических норм", является творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ, - ее продолжительность не должна превышать 6 часов в день, для преподавателей - не более 4 часов в день. "Для любого взрослого пользователя продолжительность непрерывной работы с монитором не должна превышать 2 часов, после чего необходим перерыв 15-20 минут" [7,3]. Работа должна сочетаться с физиологической и психологической разгрузкой.

Студентам рекомендуется работать за компьютером на 1 курсе - 1 час в день, на старших курсах - 2 часа в день, причем занятия рекомендуется проводить не позже 17 часов. Через каждые 25 минут следует организовывать 15-минутные перерывы с упражнениями для глаз и с физкультурными упражнениями через каждые 45 минут работы.

Рассмотрим более подробно гигиенические и физиологические вопросы взаимодействия детей с компьютером. Известно, что ребенок постоянно растет и развивается, что делает его более чувствительным и уязвимым к внешнему воздействию. Поэтому особое внимание требуется обращать на создании нормальных условий для их роста и развития. Ученикам 1-9-х классов рекомендуется одно занятие с ПЭВМ в неделю, для учащихся 10-11 классов - два занятия в неделю. Что касается занятий в кружках, то их рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю; для 7-10-летних рекомендована продолжительность занятий 1 час, для детей от 11 лет - полтора часа. Особое значение имеет время непрерывных занятий с монитором. Для детей 5 лет она не должна превышать 7 минут, 6 лет - 10 минут, 7-10 лет - 15 минут, 11-13 лет - 20 минут, 14-15 лет - 25 минут, 16-17 лет - 30 минут. После таких занятий обязательно провести зарядку для глаз" [7,4]. Хотя необходимо отметить, что нормы изменяются из-за новых мониторов.

Особо отрицательные последствия для зрения детей имеют компьютерные игры с навязанным ритмом (т.е. с ритмом, который играющие не могут установить по собственному усмотрению). Их длительность не должна превышать 10 мин. для детей 7-10 лет и 15 мин. для более старших. Большое значение придают гигиенисты специальной зарядке для глаз, улучшения мозгового кровообращения, снятия усталости с мышц плечевого пояса, рук, туловища и ног.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс формирования мотива
В ряде случаев эффективным средством воздействия со стороны на процесс образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), осуществляемого с по ...

Учение Платона о душе
Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую ...

Теоретические и прикладные аспекты интегративного исследования индивидуальности
К теоретическим аспектам интегративного изучения индивидуальности традиционно относят следующие вопросы: ■ исследование элементов структуры индивидуальности, принципов их организации, форм существования и функциональной роли в деят ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru