Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Страница 1

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос.

Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени.

М.С. Каган говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени. А.В. Дроздова, опираясь на философские направления, в центре внимания которых оказывается существование индивида, указывает на существование экзистенциального времени.

В.П. Яковлев сделал попытку изучить формы и уровни, в которых выступает, обнаруживает себя реальное содержание социального времени. Для чего автор берет за основу триаду: человеческий индивид, социальное поколение, история общества - и выделяет соответственно время индивида, время поколения и время истории.

Рассматриваемые философией основные модальности времени представляют интерес и для психологической науки. Идеи многих философов древности находят свое отражение в современных психологических концепциях.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К.Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Забродин. Ю.М, Иванов. Ф.Е, Соколов. Е.Н, Фресс .П и другие), переживания времени (Гарбетте. Д, Кнапп. Р и другие), временной перспективы (Кастенбаум. Р, Нюттен. Дж и др.)

Однако, они оказались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека (Брагина. Н.Н, Доброхотова. Т.А, Забродин. Ю.М, Бороздина. А.В, Мусина, Н.А, Освальд. Я, Шервуд. С и другие), а также процессуально-динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики, такие, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы, ритмы нейрофизиологи-ческих, психофизиологических процессов (Фресс. П, Гримак. Л.П, Элькин. Д.Т,Элькин. Д.Т, Козина. Т.М ,Узнадзе). Можно предполагать, что этот разрыв определялся тем, что первые были отнесены к области изучения субъективного психологического времени (или, как принято говорить в отечественной психологии, субъективного отражения времени), а вторые - фактически - к области, в которой исследовалась объективная временная организация самой психики.

Кроме того, эти две области, в свою очередь, были обособлены от исследований проблем личностного времени - времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (Жане. П, Пиаже. Ж, Левин. Л, Томе. Х и другие.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности Фрейда.З), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специфических временных, биографических, событийных характеристик (Ананьев. Б.Г, Балтес. П.Б, Бюлер. Ш и др.). В свою очередь, недостаточно связанной с особенностями жизненного пути оказалась возрастная периодизация Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Первую попытку осуществить синтез собственно жизненной и возрастной периодизации предпринял Б.Г. Ананьев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Анализ понятия «профессиональное самоопределение учащихся» в психологии и педагогике
Для того чтобы провести полный и всесторонний анализ понятия «профессиональное самоопределение», следует начать с рассмотрения истории его становления, его развития в различные исторические эпохи. Первая служба по «приисканию» работы в Р ...

Наркомания как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, ...

Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru