Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Информация » Особенность временной перспективы беременных женщин » Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности

Страница 1

Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального.

Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологию и древнегреческий эпос.

Разграничив понятие времени как такового и понятие о физическом времени как форме протекания природных процессов, ученые стали глубже рассматривать философскую концепцию времени.

М.С. Каган говорит о существовании биологического, физического, социального и психологического времени. А.В. Дроздова, опираясь на философские направления, в центре внимания которых оказывается существование индивида, указывает на существование экзистенциального времени.

В.П. Яковлев сделал попытку изучить формы и уровни, в которых выступает, обнаруживает себя реальное содержание социального времени. Для чего автор берет за основу триаду: человеческий индивид, социальное поколение, история общества - и выделяет соответственно время индивида, время поколения и время истории.

Рассматриваемые философией основные модальности времени представляют интерес и для психологической науки. Идеи многих философов древности находят свое отражение в современных психологических концепциях.

Интерес психологической науки к проблеме времени неслучаен и объясняется, прежде всего, тем, что все основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. Изучением вопросов, касающихся психологического времени, занимались такие ученые, как К.Левин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, Д.Г. Элькин, Б.И. Цуканов, А.С. Дмитриев и многие другие.

Исследования проблемы времени в психологии осуществлялись в целом ряде направлений, которые фактически мало связаны друг с другом. Это классические исследования восприятия времени (Забродин. Ю.М, Иванов. Ф.Е, Соколов. Е.Н, Фресс .П и другие), переживания времени (Гарбетте. Д, Кнапп. Р и другие), временной перспективы (Кастенбаум. Р, Нюттен. Дж и др.)

Однако, они оказались оторванными от целого исследовательского направления, в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека (Брагина. Н.Н, Доброхотова. Т.А, Забродин. Ю.М, Бороздина. А.В, Мусина, Н.А, Освальд. Я, Шервуд. С и другие), а также процессуально-динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики, такие, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы, ритмы нейрофизиологи-ческих, психофизиологических процессов (Фресс. П, Гримак. Л.П, Элькин. Д.Т,Элькин. Д.Т, Козина. Т.М ,Узнадзе). Можно предполагать, что этот разрыв определялся тем, что первые были отнесены к области изучения субъективного психологического времени (или, как принято говорить в отечественной психологии, субъективного отражения времени), а вторые - фактически - к области, в которой исследовалась объективная временная организация самой психики.

Кроме того, эти две области, в свою очередь, были обособлены от исследований проблем личностного времени - времени развития личности, мотивации, динамики осознаваемого и бессознательного (Жане. П, Пиаже. Ж, Левин. Л, Томе. Х и другие.). А исследования, касающиеся проблемы личностного времени (в том числе и в первую очередь динамическая концепция личности Фрейда.З), оказались в стороне от изучения конкретного жизненного пути, его специфических временных, биографических, событийных характеристик (Ананьев. Б.Г, Балтес. П.Б, Бюлер. Ш и др.). В свою очередь, недостаточно связанной с особенностями жизненного пути оказалась возрастная периодизация Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Первую попытку осуществить синтез собственно жизненной и возрастной периодизации предпринял Б.Г. Ананьев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Процессы обучения и воспитания, лежащие в основе формирования личности ребенка, опираются на механизмы развития нервной системы и психики. При этом под нервно-психическим развитием понимается непрерывный процесс поэтапного изменения морфо ...

Методики психодиагностики межличностных супружеских отношений
семья супружеское отношение психология В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных супружеских отношений. И, тем не менее, одной из острых проблем семейного кон ...

Период добрачного ухаживания
Период добрачного ухаживания является самым сложным в психолого-педагогическом плане из всех этапов супружеской жизни. Поэтому проблема роли добрачных отношений и их влияние на формирование будущей семьи остается одной из актуальных стоящ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru