Описание коррекционно – развивающей программы
Настоящая коррекционно – развивающая программа содержит 10 занятий. На основе диагностики выделяются типы дошкольников. Группа особо агрессивных детей обособляется для работы с психологом, дети со средним уровнем агрессивности и ситуативной агрессивностью не включаются в основную группу, разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей, а со стороны психолога лишь осуществляется контроль за правильностью выполнения рекомендаций, которые он дал. Группы состоят из 5-6 детей, наиболее целесообразно количество группы равное 6 человекам, т.е. четное число, что связано с тем, что бы в процессе выполнения некоторых заданий не возникало недоразумений с поиском пары для ребенка. Наряду с агрессивными детьми в группе должен присутствовать и участвовать на равных 1 миролюбивый ребенок. Занятия проходят 1 раз в неделю по 40 минут.
Структура занятия выглядит следующим образом:
1. Ритуал. Цель: настроить группу на работу, создать общность коллектива.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения.
6. Ритуал. Цель: плавно завершить занятие.
В процессе занятия возможно использование специальных приемов, указанных выше, в том случае, если ребенок на занятии будет проявлять высокую агрессивность. Выбор метода осуществляется индивидуально каждого ребенка.
В качестве специальных принципов при подборе заданий и упражнений выступают следующие:
1. принцип адекватности – он предполагает соответствие упражнений возрастным и индивидуальным особенностям, а так же, что задания и упражнения должны соответствовать решаемым задачам.
2. принцип оптимальности – означает, что в своей системе упражнения в наибольшей степени способны решать поставленную задачу.
3. принцип системности в подборе и предъявлении упражнений – ориентирован на обособленность и завершенность системы упражнений по каждому блоку решаемых задач.
4. принцип повторяемости, усложнения и динамики упражнений.
5. принцип дозировки – определяется иерархией задач.
6. принцип сочетания основных и фоновых упражнений.
7. принцип разнообразия упражнений, основанный на чередовании видов деятельности.
Разработка рекомендаций для родителей и педагогов основывается на работах Рогова Е.И., Волковой Е., Смирновой Е., Холмогоровой В.
На занятия требуются следующие материалы: «Волшебная» палочка; коврик (маты); листы бумаги; две красочные книги (черная и зеленая); баночки с гуашью, краски, карандаши.
Музыкальное сопровождение:
· сирийская народная мелодия, Колыбельная, (спокойная музыка);
· «Лезгинка»; «Марш».
Интересные материалы:
Человек, природа и психология
Поистине бесчисленны связи человека с природой. Это сложное и динамическое единство, в котором человек играет все возрастающую роль и интерес к которому существует со времен Античности. Среди глобальных проблем, объективно стоящих перед ч ...
Психодиагностика
Возможность эффективной коррекции нарушений психического развития определяется их ранней диагностикой. Психодиагностика- область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенносте ...
Культурно-историческая психология
Люсьен Леви-Брюль, используя этнографический материал, развил тезис об особом типе "первобытного" мышления, которое отлично от мышления цивилизованного человека.
Пьер Жане еще более углубил принцип социальной детерминации, пред ...