Психогенетические исследования темперамента

Информация » Психогенетические исследования темперамента » Психогенетические исследования темперамента

К темпераменту традиционно относят формально - динамические быстроты, ритма, интенсивности составляющих эту деятельность психических процессов и состояний. Черты темперамента определяют не столько то, что человек делает, сколько как он это делает, т.е. они не характеризуют содержательную сторону психики (хотя, опосредованно влияют на нее). Концепции темперамента весьма разнообразны.

Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:

1) В разных возрастах компонентный состав темперамента оказывается разным, поскольку некоторые особенности поведения, характерные для маленьких детей (например, регулярность отправления физиологических функций, длительность сна и т.п.), либо отсутствуют, либо имеют совсем иной смысл в более старших возрастах.

2) методы диагностики динамических характеристик - вопросники, основанные на самооценке, экспертные оценки, проективные методики, наблюдение, как правило, имеют значительно меньшую, чем например тесты IQ, статистическую надежность и часто дают разные результаты.

3) Существует традиционная для психологии проблема соотношения темперамента и характера. Хотя последний, в отличие от темперамента, часто связывается с содержательной стороной личности, это не позволяет надежно развести проявления одного и другого: динамические характеристики деятельности могут в конкретных случаях определяться не только чертами темперамента, но и, например высокой мотивированностью к данной деятельности, т.е. собственно личностной чертой.

Наследственно заданные свойства принадлежат индивидному уровню, объединяющему сложившиеся в эволюции и в индивидуальном развитии биологические, - в частности, кодированные в геноме, - характеристики индивидуальности. Наследуемость - один из критериев, обязательный для отнесения той или иной психологической черты к темпераменту.

Интересные материалы:

Концепция профессионального становления как частная методология исследования профессиональной идентичности
Как было отмечено в 1.2.3., формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации параллельно с процессами профессионального самоопределения, становлением профидентичности в условиях выполнения профессиональн ...

Становление личности подростка
Освещая вопросы, касающиеся природы общих и специальных способностей мы, так или иначе, затрагивали тему личности, личностных особенностей. В психологической структуре человека личностные проявления неразрывно связаны с ее интеллектуальны ...

От клетки к организму
До сих пор мы рассматривали жизнь как активный процесс, то есть как специфическое активное взаимодействие между живыми, органическими телами и их неорганической или, точнее, внеорганической природой. При этом мы исходили из представления ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru