Психологические учения 17 века

Информация » Основные этапы развития психологии » Психологические учения 17 века

Страница 1

Крупнейшим английским мыслителем XVII ст., объединившим эмпирический метод Ф.Бэкона с картезианским рационализмом, преодолевшим дуализм Декарта и придавшим материалистическому направлению механистическую форму был Т.Гоббс (1588 – 1679).

Будучи противником теории двойственной истины, Т.Гоббс утверждал, что истина может быть только одна, та, которая достигается и приобретается на основе чувственного опыта и разума. Познание должно начинаться с чувственного опыта, от которого, путем индукции восходит к пониманию причин явлений и событий, и затем, обратным путем, при помощи дедукции обеспечивает знание новых явлений и действий.

В своей философской системе Гоббс пытается раскрыть природу психического. По его мнению, в основе всего лежит материя, различная по форме, структуре, величине, движению и изменению. Психическое, сознание, мышление есть телесное свойство. Поскольку материя подчиняется механическим законам, они в равной мере распространяются и на психику животных и человека. Психическое – это особое внутреннее состояние движущейся материи. Оно заключается в специфической форме движения, которая возникает в живом теле в результате внешних воздействий. Воздействия извне, распространяясь по нервной системе к мозгу и сердцу, вызывают в последних противодвижения. Все психические явления от ощущений до мысли есть не что иное, как внутреннее противодвижение.

Важную роль в познавательном процессе играет речь. Гоббс выделял две ее функции: операциональную (как орудие мысли) и коммуникативную (как средство общения). Взятая по отношению к говорящему, речь выступает как умственный процесс, в котором слова выступают в качестве метки какой-нибудь вещи или явления. Они становятся орудиями мысли, средством сохранения и воспроизведения опыта. Без речи познание невозможно. Речь, обращенная к другому человеку, есть не только метка для себя, но и знак для другого.

Учение Г.Лейбница заложило философские основания немецкой экспериментальной психологии. В нем был осуществлен синтез идей английского эмпиризма и ассоцианизма и немецкого идеалистического понимания души. Лейбниц постулировал существование эволюции или развития монад. В исторической перспективе есть несколько стадий развития монад. Первая стадия характеризуется наличием активности, но отсутствием каких-либо представлений. Эта стадия соответствует неживой, но активной и изменяющейся материи. Следующий уровень представляют монады-души, которым присущи активность и смутные представления. Эта стадия соответствует уровню растений и животных. Монады-духи свойственны человеку. Они активны и обладают отчетливыми представлениями. Завершают иерархию монад монады ангелов и бога, лишенные материальной оболочки и обладающие предельной полнотой знания и абсолютным самосознанием.

Подобная стадиальность имеет место и онтогенезе человека. Монада человека в своем развитии проходит три стадии. На первой стадии монада не различает представлений, не отличает себя от своих представлений. Вторая стадия развития человеческой монады – это стадия смутных перцепций (ощущений), находясь на которой душа может различать представления, но еще не выделяет себя из представлений. На высшей стадии душа свободно отличает различные представления и противопоставляет себя им. Эта стадия может обозначаться как уровень сознания и самосознания. Таким образом, развитие души, согласно Г. Лейбницу, представляет собой непрерывное движение в направлении от смутных состояний (перцепций) к ясным и отчетливым – апперцепциям.

Душа человека не детерминирована телесно и не зависит от внешнего окружения. Мир лишь запускает механизм саморазвертывания заложенных в душе потенций. Содержание души, ее стремления и представления врожденные. Их актуализация осуществляется посредством деятельности монады, выражающейся в процессах внимания, воспоминания и осознания.

Эмпирическая традиция получает свое продолжение в творчестве английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704). Исходным пунктом философско-психологической концепции Дж. Локка явилась критика теории врожденных идей. Основная посылка Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Опираясь на данные медицины, детской психологии, этнографии философ показывает, что у людей нет данных им от рождения знаний.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Самосознание детей с речевой патологией
Самосознание - чрезвычайно важная, сущностная способность человека, позволяющая выделить самого себя из окружающего мира, осознать себя и найти свое место в действительности. Эта способность формируется в межличностных отношениях с другим ...

Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы
Среди ученых, и в первую очередь психологов, существуют различные, порой альтернативные точки зрения на специфику оказания психосоциальной помощи и на необходимость разграничения профессиональной ответственности специалистов, оказывающих ...

Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Изменения в нашей стране, касающиеся социальной, экономической сфер ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит и от того, как школа справится с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, сам ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru