Эволюционно-историческая концепция личности

Информация » Эволюционно-историческая концепция личности

Страница 1

Как известно, содержание понятия «личность» в современной психологии не является устоявшимся. И если в зарубежной психологической науке такое положение обусловлено перенасыщенностью рынка научных идей и множеством различных подходов, то в нашей стране действуют причины иного порядка. Отметим только две из них, по нашему мнению, основные. Первая состоит в догматическом искажении образа человека в марксистско-ленинской философии и отображении этих искажений в сфере психологической науки. Преувеличение коллективистского аспекта в ущерб индивидуальному, социально-утилитарных функций в ущерб витальным, активно-деятельностного начала в ущерб экзистенциальному, пренебрежение духовным наследием человечества и недооценка важности «сквозных» общечеловеческих качеств привели к упрощенной модели человека – «строителя коммунистического будущего», - модели, которая пришла в острое противоречие с реальностью. Вторая причина теоретических затруднений состоит в несправедливом политическом осуждении и многолетнем запрете на деятельность практических психологов, что привело к оскудению эмпирического базиса науки, способствовало отрыву теории от практики.

Однако развивать теорию все же необходимо, и этот процесс протекает в советской психологии достаточно интенсивно. Из сравнительно недавних следует упомянуть обобщающие методологические работы Б.В. Зейгарник (1982), Л.И. Анцыферовой (1981), Б.Ф. Ломова (1984), Е.В. Шороховой (1982), К.А. Абульхановой-Славской (1976), Л.П. Буевой (1978), Д.И. Дубровского (1983) и других. Представляет интерес философская теория личности В.Ф. Сержантова и А.Т. Москаленко (1984). Пользуются известностью концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова (1986) и интегральная структура индивидуальности по В.С. Мерлину (1986). В последнее время активно дискутируются концепция персонализации А.В. Петровского (1984, 1987), принцип отраженной субъектности (В.А. Петровский, 1985), историко-эволюционный подход к пониманию личности, развиваемый А.Г. Асмоловым (1986).

Основываясь на упомянутых работах и результатах других исследователей, нами предпринята попытка очертить контуры новой целостной концепции личности. Мы предпочитаем широкое толкование последнего термина и придерживаемся определения Л.П. Буевой(1968): «Личность – это человек в совокупности его социальных качеств, формирующихся в различных видах деятельности и отношений». В настоящей работе преследовалась цель построить такую концепцию, в которой структура личности закономерно увязывалась и выводилась бы из истории становления и развития человеческого общества. В связи с этим мы назвали ее эволюционно-исторической. Необходимость именно такого подхода к анализу личности логически вытекает из «законов напластования», сформулированных Э. Кречмером в его «Медицинской психологии» (1922) применительно к развитию нервной системы животных. Согласно этим законам, высшие, более молодые центры подчиняют нижележащие, «оттягивая» на себя часть функций последних. Подобные представления нашли дальнейшее развитие в работах А.А. Ухтомского (1942), Н.А. Бернштейна (1949), П.Ф. Лесгафта (1952), П. Маклина (1958), других физиологов и морфологов. Предпосылки развиваемой здесь концепции мы находим также в психолого-генетической схеме П. Жане (1919) и сходных с нею построениях П.П. Блонского (1921) и Л.С. Выготского (1934). Одним из важнейших отправных моментов явилась трехкомпонентная теория личности З.Фрейда (1923), сохранившая свое значение до настоящего времени. Общеметодологическое обоснование структурно-уровневых теорий в психологии от Аристотеля до М. Шелера, Ф. Лерша, Э. Ротмахера было дано в работах М.С. Роговина (1974, 1977). Эволюционно-исторический «подтекст» явно просматривается в трудах Платона, разделившего душу на три формы-уровня: вожделеющую, пылкую и разумную. Наиболее полно эти идеи были воплощены Аристотелем в его трактате «О душе», где показана взаимосвязь трех психических образований: души питающей (свойственной растениям), души ощущающей (свойственной животным) и души разумной, наделенной способностью размышления (отличительный признак человека).

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

От «S-R» к предметности
Под раздражимостью естествознание традиционно, начиная с XVII века, когда это понятие было введено Глиссоном, понимало способность живого субстрата приходить в состояние активности, понимаемой как некоторое имманентное шевеление этого суб ...

Синтогенетическая психология как интегративная сфера знаний
Таким образом синтогенетическая периодизация основана на принципах временной организации психического развития П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина (эпохи, периоды, стадии, кризисы). При этом наиболее продолжительные временные ...

Патогенез психосоматических симптомов
Большинство психоаналитиков сходятся во мнении, что психосоматический симптом не имеет символического содержания (т. е., не допускает множественной интерпретации) в той мере, в какой это присуще невротическому симптому. Он возникает в слу ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru