Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками

Информация » Анализ содержания стереотипов восприятия подростками взрослых » Содержание стереотипов восприятия взрослого подростками

Страница 1

Для рассмотрения данного вопроса мы решили начать с определения такого понятия как социальная перцепция.

Социальная перцепция (лат. perceptio – восприятие и socialis - общественный) – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин "перцепция" ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула – объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.д. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и так называемых социальных объектов.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремиться трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено, прежде всего, не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин "перцепция" приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологи. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение социальной перцепции началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли социальной перцепции в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп.

Рассмотрение вопросов социальной перцепции включает в себя и уточнение ее регулятивной роли в процессе общения. "Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, – пишет по поводу этой роли А. А. Бодалев, – обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания, и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности".

Умозаключения, касающиеся окружающих, весьма важны в повседневной жизни. Мы постоянно и непрерывно выносим суждения о людях вокруг нас: что они собой представляют, как они себя чувствуют, чего они хотят. Данные суждения имеют несомненную связь с атрибуцией (интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей), но отличаются от нее в одном в одном важном аспекте: атрибуция связывает событие с его причиной, восприятие человека связывает с людьми определенные качества.

Вообще проблема восприятия человека человеком стала чрезвычайно популярной в мировой психологии за последние 30 – 35 лет. Ей посвящено огромное множество работ, вышедших в нашей стране и за рубежом. Начало бурному развитию отечественной ветви этого направления было положено в 1960-е годы исследованиями А. А. Бодалева. Была проделана масштабная работа по накоплению данных о различных эффектах восприятия и о механизмах межличностного познания, таких, как стереотипизация, проецирование.

Стереотипизация представляет собой один из важнейших механизмов межличностного познания. Под влиянием окружающих и в силу взаимодействия с ними у каждого человека образуются более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку другим людям. Чаще всего формирование устойчивых эталонов протекает незаметно для самого человека. Возможно, что именно в силу своей недостаточной осознанности стереотипы приобретают такую власть над людьми. Независимо от того, сознает это или нет, он всегда воспринимает окружающих через призму существующих у него стереотипов.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Безумие. Состояние вопроса
Проблема безумия, его этиологии, патогенеза, диагностики и лечения на сегодняшний день достаточно актуальна. Традиционные клинические методы не решают проблем безумия радикально. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не позволяет выпол ...

Виды делового общения
По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические. К монологическим видам относятся: · Приветственная речь ; · То ...

Понятие толпы. Механизм ее формирования
Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru