Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности

Информация » Психология деятельности и способности человека » Взаимосвязь обучения и развития в процессе освоения деятельности

Страница 1

Среди основных методологических положений российской психологической науки важное место занимает положение о взаимосвязи обучения и развития (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Г.С. Костюк и др.). Среди внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, ведущая роль отводится профессиональным способностям.

«Способности человека — внутренние условия его развития, как и прочие внутренние условия, формируются под воздействием внешних — в процессе взаимодействия человека с внешним миром»,— писал С.Л. Рубинштейн.

В процессе изучения закономерностей системогенеза деятельности решалась следующая задача: на основе исследования процесса профессиональной подготовки (обучения) специалистов по конкретной профессии проанализировать характер взаимосвязи динамики успешности освоения деятельности и изменения индивидуально-психологических характеристик (профессиональных способностей), участвующих в реализации деятельности, выявить диалектику взаимосвязи внешних воздействий и внутренних условий в процессе освоения профессиональной деятельности, раскрыть механизмы и движущие силы развития профессиональных способностей в процессе обучения. Другая важная задача заключалась в установлении причин, обусловливающих неравномерность и гетерохронность освоения отдельных действий в целостной структуре профессиональной деятельности. Гипотетически в качестве одной из основных таких причин может выступать динамика развития профессиональных способностей в процессе обучения.

Для анализа была выбрана профессия электросварщика ручной дуговой сварки. Как следует из приведенных данных, изменение успешности деятельности и отдельных действий в процессе обучения носит отчетливо выраженный неравномерный и гетерохронный характер. Неравномерность проявляется в изменчивости показателей эффективности, немонотонности их роста с увеличением продолжительности обучения (на разных этапах освоения деятельности), наличии периодов нарастания успешности, периодов относительного застоя и даже регресса. При анализе процесса освоения деятельности как структуры одновременно формирующихся действий на первый план выступает гетерохронность их становления, проявляющаяся в отличии исходных уровней успешности различных действий, различии в темпах роста показателей успешности отдельных действий, наличии периодов нарастания успешности по одним действиям и относительной стабилизации или регресса по другим действиям в те же периоды. Известно, что основными факторами, определяющими результативность производственного обучения, являются активность самих обучающихся и эффективность внешних педагогических воздействий, осуществляемых мастером производственного обучения (обучающей системой). При существующей системе подготовки по рабочим профессиям внешние воздействия одинаковы для всех учащихся, тем не менее освоение деятельности происходит с разной степенью эффективности. Можно предположить, что такая неравномерность определяется внутренними условиями (в частности, профессиональными способностями), через которые преломляются внешние (педагогические) воздействия. Полученные в эксперименте данные свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между показателями эффективности профессиональной деятельности и уровнем развития ПВК. Взаимосвязи эффективности деятельности имеет нелинейный характер взаимосвязи, так же, как и развитие ПВК в процессе обучения. Четко прослеживается тенденция преобладания зависимости успешности профессиональной деятельности от уровня развития ПВК над обратной зависимостью, отражающей влияние характера деятельности на развитие ПВК.

Отмечена инверсия направленности взаимосвязи эффективности деятельности и уровня развития некоторых ПВК. Это относится к таким ПВК, как слуховая дифференциальная чувствительность, слуховая образная память, наглядно-действенное мышления, распределение внимания, устойчивость внимания, общая техническая сообразительность, причем уровень развития перечисленных качеств относительно соответствующих эамеров значительно ниже уровня развития других ПВК. Большинство остальных ПВК у представителей исследуемой выборки испытуемых развиты выше среднего уровня. Диалектика взаимосвязи и взаимовлияния ПВК и эффективности деятельности в процессе обучения носит сложный разнонаправленный характер. На начальных этапах освоения профессиональной деятельности ее успешность в значительной степени зависит от уровня развития наличных профессиональных способностей, реализующих деятельность. Учащиеся, приступая к освоению профессии, обладают индивидуальными психологическими качествами, часть из которых являются профессионально важными и относительно высоко развиты. В совокупности эти качества и определяют успешность выполнения профессиональной деятельности на данном этапе. Наблюдаемая при этом неравномерность освоения деятельности и отдельных действий обусловливается изменением уровня развития ПВК, участвующих в реализации деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Иследования ожидания в межличностных отношениях в современной психологии
Как видно из вышеизложенного, взгляды на феномен ожидания разных авторов расходятся. Поэтому в этом разделе будет рассмотрено, как интерпретируют ожидания, к какому феноменологическому полю их относят, какое их содержание, с какими другим ...

Общая характеристика умственной отсталости в дошкольном возрасте
«Трудные дети, детская исключительность, умственная, психологическая, физическая недостаточность - такова плата за противоречия исторического прогресса, за несовершенство общественной организации, за дефекты в образовании и воспитании взр ...

Сфера применения психосоциальной работы
Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания - социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие ка ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru