Профессионально важные качества

Информация » Психология деятельности и способности человека » Профессионально важные качества

Страница 2

Прошла серия экспериментов, выполненная в нашей лаборатории M.M. Князевым, цель которых состояла в изучении рационального формирования структуры ПВК в процессе освоения деятельности как структуры действий. В качестве модели была выбрана деятельность клейщицы резинотехнических изделий, у которой базовыми качествами оказались оперативное мышление и чувство времени. Чтобы узнать, как упражнять чувство времени, экспериментально были опробованы три варианта упражнений: непосредственно в ходе обучения; до начала обучения путем тренировки умения оценивать и предвидеть длительность отдельных действий, являющихся фрагментами будущей деятельности; до начала обучения путем тренировки умения оценить отвлеченные промежутки времени вне деятельности. Были проведены четыре серии опытов, для чего были сформированы четыре группы испытуемых: одна контрольная (I группа), в которой обучение осуществлялось без упражнений чувства времени и было ближе всего к обычному обучению в условиях производства, и три (II, Ш, IV группы) экспериментальные. В каждой серии опытов (в каждой группе) участвовали по 5 испытуемых (всего 20 человек). По возрасту и полу (девушки 18 — 20 лет) состав групп был идентичен контингенту» обучающемуся на заводе профессии клейщицы резинотехнических изделий.

Наибольший эффект достигнут в III экспериментальной группе. К девятому дню различия в показателях производительности становятся значимыми на уровне выше 95 %. Во II экспериментальной группе, в которой упражнение чувства времени с первого дня было включено в общую деятельность и проводилось одновременно с обучением рабочим приемам, результаты упражнений практически совпадают с полученными в контрольной группе. Определенный эффект дало и упражнение в оценке временных интервалов, однако максимальное достижение за 12 тренировочных дней в IV экспериментальной группе оказалось меньше, чем в остальных.

В условиях рассматриваемого эксперимента важнейшим показателем деятельности был индекс качества. Как следует из анализа результатов, в экспериментальных группах начинают с меньшего суммарного времени недосушки по сравнению с контрольной (уровень значимости различий выше 95 %), максимальное сокращение недосушки отмечено в IV экспериментальной группе. Более детальный анализ по критериям А, Б, В позволяет отдать предпочтение стратегии, использованной в III и II группах. Испытуемые из II группы благодаря лучшей организации деятельности высвобождают больше времени для отдыха. В III группе за счет повышения качества планирования наблюдается наименьшая дробность операционной структуры деятельности. По критерию А, характеризующему уровень развития узкооперационных навыков, предпочтение следует отдать также испытуемым III группы. Наибольший эффект обучения обнаруживается именно в ней (доверительный уровень отличия по отношению к контрольной группе более 99 %), на втором месте — II группа, на третьем — IV группа (доверительный уровень 95 %). Отличия, полученные в III группе, статистически значимы по отношению не только к контрольной, но и ко II (95 %) и IV (99 %) группам. На 95%-ном уровне значимости различия отмечены между II и IV группами.

Экспериментальные данные показали, что наиболее эффективный способ развития ПВК заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности. Интимные механизмы формирования свойств оперативности ПВК находятся в начальной стадии исследования, но уже сейчас, опираясь на имеющиеся в психологии экспериментальные данные, можно нарисовать общую картину развития оперативных механизмов в ходе профессионализации.

На основании анализа экспериментальных данных Б.Ф.Ломов выделяет в данной операции следующие элементарные гностические процессы и действия: 1) поиск (и обнаружение), 2) различение, 3) идентификацию, 4) декодирование (интерпретацию). В свою очередь каждая из этих составляющих реализуется целой системой микродействий.

Так, обнаружение реализуется системой ориентировочных реакций и гностических действий, среди которых можно выделить измерительные, соизмерительные, построительные, корригирующие, контрольные, тонические, регуляторные и другие действия. Фаза различения не менее сложна в операционном отношении, где ведущую роль начинают играть действия, связанные с принятием решения. При идентификации воспринимаемые сигналы сличаются с эталонами, хранящимися в памяти. На данном этапе процесса приема информации широко представлены мыслительные и мнемические действия (включают четыре операции, реализующие задачу воспроизведения и запоминания: категоризацию или определение алфавита, выделение групп, установление внутригрупповых отношений, построение межгрупповых отношений). На этапе декодирования оценивается состояние управляемого объекта на основе обнаружения, различения и идентификации сигнала (ведущая роль принадлежит мыслительным операциям).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru