Заключение

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Заключение

Проблема профессионального самоопределения в современной школе - одна из значимых проблем для учащихся, педагогов, психологов и родителей. Особенно острой эта проблема выступает в условиях перехода к профильной школе, что требует перестройки всего учебного процесса на ступени основного образования. Именно поэтому требуется специальная организация индивидуального профессионального выбора, оказание помощи школьникам в самоопределении и выборе профилирующего направления.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.

У всех старшеклассников вырабатывается мировоззрение – система убеждений. Отсутствие мировоззренческого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений, затрудняет процесс профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение включает развитие самосознания у старшеклассника, формирование его «Я-концепции».

В настоящее время показана возможность решения данной проблемы на примере разработанной методики развития профессионального самоопределения при выполнении самостоятельных работ и заданий различного рода по биологии и дополнительных занятий. В ходе выполнения работы были решены поставленные задачи, проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования. Именно эти аспекты деятельности помогли определить понятия:

Þ Профессиональное самоопределение - это степень самооценки себя, как специалиста определенной профессии: содержательная сторона направленности личности, взаимодействующая с призванием; важнейший объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации.

Þ Содержание образования школьной биологии - важный элемент в развитии профессионального самоопределения школьников.

В ходе опытно-экспериментальной работы на базе МОУГ №4 города Тулы проверено использование специально разработанных и организованных уроков по общей биологии и занятий элективного курса “Твои возможности, человек”.

Сформулированная гипотеза исследования подтвердилась. На основе опытно-экспериментальной работы мы действительно убедились в том, что применение профессиональноориентированного подхода при изучении биологии, учет индивидуальных особенностей учащихся оказывает положительное влияние на формирование мотивации и развитие профессиональных ориентиров у школьников. Процесс профессионального самоопределения учащихся при изучении общей биологии происходил эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий: реализации профессионально-ориентированного подхода в обучении; учете психолого-педагогических аспектов профессионального самоопределения учащихся, а также их возрастных и индивидуальных психологических особенностей; использовании форм и методов обучения, способствующих профессиональному самоопределению учащихся.

Можно надеяться, что разработанная методика, в том числе программа элективного курса по биологии “Твои возможности, человек”, будут использованы в качестве методического пособия студентам и практикующим учителям биологии в их деятельности.

Интересные материалы:

Понятие структуры в психологии восприятия
Начнем с совершенно элементарных вещей. Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психолог ...

Приемы саморегуляции при несении караульной службы
1. Перед заряжанием оружия и приеме поста,, настрой себя: "Я внимателен . Мое зрение и слух предельно обострены ." 2. При нахождении на посту: Для преодоления усталости и сонливости повторяй мысленно или шепотом: "Я вла ...

Консультативно-рекомендательная работа
Данная форма работы специалистов включает первичное психолого-педагогическое обследование, консультативные посещения, повторные психолого-педагогические обследования. На первичном психолого-педагогическом обследовании с участием дефектол ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru