Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся

Информация » Психолого-педагогические условия профессионального самоопределения учащихся в процессе обучения биологии » Основные подходы, формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся

В педагогике и психологии работа по педагогическому руководству выбором профессии должна пониматься как длительная, систематическая часть воспитательно-учебной работы школы, подготавливающей своих выпускников для будущей жизни. Она представляет собой ряд направлений, среди которых важно выделить следующие:

Þ ориентирование учащихся в мире профессий, во множестве профессионально важных личных качеств, жизненных трудовых путей, вариантов стилей деятельности;

Þ консультирование по соответствующим вопросам;

Þ адаптация (приспособление) человека к профессии (как профессиональной общности).

Для практической реализации этих направлений используются различные формы, методы и приемы процесса профессионального развития учащихся в системе школьного образования.

Учение как деятельность связано и с необходимостью совершенно особой саморегуляции в социальной среде. Родители считаются обычно с тем, что ребенок имеет задания и создают ему определенные условия. Учитель предъявляет требования, а не просто «приглашает поиграть».

Школьник сталкивается с большим количеством собственно учебной информации и необходимостью освоить обобщенные приемы ее использования, переработки, усвоения, что является ценной лептой в арсенал средств деятельности его как будущего субъекта труда. [17]

Для обдумывания будущего профессионального пути, которое выражено эмоционально и обострено в среднем и старшем школьном возрасте, должен быть в течение предшествующего развития накоплен большой запас «штрихов», впечатлений, представлений, знаний, характеризующих мир труда. Без этого собственно разумное самоопределение и невозможно, а неизбежен путь случайных проб и попыток. Педагогическое же руководство учащимися в деле проектирования ими своего профессионального будущего может при этом выродиться в простую замену профессионального самоопределения, а именно: учащийся будет не подготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении. Педагогу же ничего не останется, как предлагать ему те или иные готовые варианты решений о возможном профессиональном будущем.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах — одна из важных задач для современной школы.

Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, в которых страна испытывает недостаток, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии. [38]

Интересные материалы:

Формы проявления психики в трудовой деятельности
темперамент трудовой профессия сотрудник Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышени ...

Механизмы взаимопонимания в общении
Взаимопонимание имеет место, когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они в чем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились о способах общения, и они более или менее понимают друг друга. Вза ...

Особенности агрессивности и жестокости в подростковом и юношеском возрасте
Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способст ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru