Основные подходы к изучению специальных способностей
Музыкально-ритмическая способность, по Ю.А.Цагарелли, представлена тремя уровнями: сенсорно-перцептивным, представленческим и мыслительным. В структуре музыкального слуха им выделены сенсорно-перцептивный и представленческий уровни. Рассматривая эмоциональную отзывчивость на музыку, отмечает ее иерархическую организацию. На вершине этой иерархии находится внутренняя эмоциональная отзывчивость, связанная с постижением эмоционального содержания произведения, далее следует внешняя эмоциональная отзывчивость, послеконцертные и предконцертные психоэмоциональные состояния и завершает данную структуру общая эмоциональность, лежащая в основе всех проявлений музыканта-исполнителя.
И.А.Левочкина (1986, 1988, 1989) оценивая музыкальные способности, выделяет следующие из них: слух, ритм, музыкальную память (способность запомнить и воспроизвести мелодию, ритм, тембр), эмоциональность (степень эмоционального отношения к музыке) и логическое мышление (способность проникать в структуру музыкального произведения, вычленять его компоненты). Данная классификация пересекается с выделенными Б.М.Тепловым музыкальными способностями (ритмическое чувство, ладовое чувство, способность к слуховому представливанию). Так, способность к эмоциональному переживанию мелодии, выделенная И.А.Левочкиной, пересекается с понятием «ладовый контроль» по Б.М.Теплову. Выделенная Б.М.Тепловым способность к слуховому представливанию в определенной мере включает в себя и музыкальную память, и умение выделять логическую структуру музыкального произведения. Таким образом, классификация И.А.Левочкиной является более дробной, но в целом соответствует классификации Б.М.Теплова.
Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что вопрос о структуре музыкальности, о музыкальных способностях, входящих в нее, не решен окончательно. Наиболее часто исследователи выделяют следующие музыкальные способности (таблица 2):
Таблица 2
Контент-анализ взглядов ученых на структуру музыкальности
Ф.И.О. автора |
Муз. слух |
Муз-но-ритмич. чув-во |
Эмоц. отзывч.н а муз. |
Технич. способности |
Музык. память |
Музык. мышление |
Музык. воображение |
Психомотор, сп-сти |
Муз-но язык, сп-сти |
Выс. уровень общ.р-я |
Ветлугина Н. А. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Готсдинер А.Л. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Кирнарская Д.К. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Левочкина И. А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
Назайкинский Е.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Науменко С.Н. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
Тарасова К.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||
Теплое Б.М. |
+ |
+ |
+ | |||||||
Римский-Корсаков Н.А. |
+ |
+ |
+ |
Интересные материалы:
Связь мозга с сознанием
Связь мозга и сознания характеризуется прежде всего, тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служи ...
Удивление и изумление
Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.
Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней ...
Бихевиоризм
В США активно развивается бихевиоризм - основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И.П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех я ...