Основные подходы к изучению специальных способностей

Информация » Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ » Основные подходы к изучению специальных способностей

Страница 6

Музыкально-ритмическая способность, по Ю.А.Цагарелли, представлена тремя уровнями: сенсорно-перцептивным, представленческим и мыслительным. В структуре музыкального слуха им выделены сенсорно-перцептивный и представленческий уровни. Рассматривая эмоциональную отзывчивость на музыку, отмечает ее иерархическую организацию. На вершине этой иерархии находится внутренняя эмоциональная отзывчивость, связанная с постижением эмоционального содержания произведения, далее следует внешняя эмоциональная отзывчивость, послеконцертные и предконцертные психоэмоциональные состояния и завершает данную структуру общая эмоциональность, лежащая в основе всех проявлений музыканта-исполнителя.

И.А.Левочкина (1986, 1988, 1989) оценивая музыкальные способности, выделяет следующие из них: слух, ритм, музыкальную память (способность запомнить и воспроизвести мелодию, ритм, тембр), эмоциональность (степень эмоционального отношения к музыке) и логическое мышление (способность проникать в структуру музыкального произведения, вычленять его компоненты). Данная классификация пересекается с выделенными Б.М.Тепловым музыкальными способностями (ритмическое чувство, ладовое чувство, способность к слуховому представливанию). Так, способность к эмоциональному переживанию мелодии, выделенная И.А.Левочкиной, пересекается с понятием «ладовый контроль» по Б.М.Теплову. Выделенная Б.М.Тепловым способность к слуховому представливанию в определенной мере включает в себя и музыкальную память, и умение выделять логическую структуру музыкального произведения. Таким образом, классификация И.А.Левочкиной является более дробной, но в целом соответствует классификации Б.М.Теплова.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что вопрос о структуре музыкальности, о музыкальных способностях, входящих в нее, не решен окончательно. Наиболее часто исследователи выделяют следующие музыкальные способности (таблица 2):

Таблица 2

Контент-анализ взглядов ученых на структуру музыкальности

Ф.И.О. автора

Муз. слух

Муз-но-ритмич. чув-во

Эмоц. отзывч.н а муз.

Технич. способ­ности

Музык. память

Музык. мышле­ние

Музык. вообра­жение

Психо­мотор, сп-сти

Муз-но язык, сп-сти

Выс. уровень общ.р-я

Ветлугина Н. А.

+

+

+

Готсдинер А.Л.

+

+

+

+

Кирнарская Д.К.

+

+

+

+

Левочкина И. А.

+

+

+

+

+

Назайкинский Е.В.

+

+

+

+

Науменко С.Н.

+

+

+

+

Тарасова К.В.

+

+

+

+

+

+

+

Теплое Б.М.

+

+

+

Римский-Корсаков Н.А.

+

+

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Интересные материалы:

Характеристики роли символов в контексте произведения искусства
В искусстве, как известно, осoбая роль принадлежит символам. Проблема символичности искусства возникла давно, интерес к ней наблюдается с древнейших времен. Любое произведение искусства характеризует наличие художественного образа. Сущес ...

Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить ...

Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена
воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу. Проблема воли явл ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru