Основные подходы к изучению специальных способностей

Информация » Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ » Основные подходы к изучению специальных способностей

Страница 6

Музыкально-ритмическая способность, по Ю.А.Цагарелли, представлена тремя уровнями: сенсорно-перцептивным, представленческим и мыслительным. В структуре музыкального слуха им выделены сенсорно-перцептивный и представленческий уровни. Рассматривая эмоциональную отзывчивость на музыку, отмечает ее иерархическую организацию. На вершине этой иерархии находится внутренняя эмоциональная отзывчивость, связанная с постижением эмоционального содержания произведения, далее следует внешняя эмоциональная отзывчивость, послеконцертные и предконцертные психоэмоциональные состояния и завершает данную структуру общая эмоциональность, лежащая в основе всех проявлений музыканта-исполнителя.

И.А.Левочкина (1986, 1988, 1989) оценивая музыкальные способности, выделяет следующие из них: слух, ритм, музыкальную память (способность запомнить и воспроизвести мелодию, ритм, тембр), эмоциональность (степень эмоционального отношения к музыке) и логическое мышление (способность проникать в структуру музыкального произведения, вычленять его компоненты). Данная классификация пересекается с выделенными Б.М.Тепловым музыкальными способностями (ритмическое чувство, ладовое чувство, способность к слуховому представливанию). Так, способность к эмоциональному переживанию мелодии, выделенная И.А.Левочкиной, пересекается с понятием «ладовый контроль» по Б.М.Теплову. Выделенная Б.М.Тепловым способность к слуховому представливанию в определенной мере включает в себя и музыкальную память, и умение выделять логическую структуру музыкального произведения. Таким образом, классификация И.А.Левочкиной является более дробной, но в целом соответствует классификации Б.М.Теплова.

Таким образом, подводя итоги вышесказанного, можно отметить, что вопрос о структуре музыкальности, о музыкальных способностях, входящих в нее, не решен окончательно. Наиболее часто исследователи выделяют следующие музыкальные способности (таблица 2):

Таблица 2

Контент-анализ взглядов ученых на структуру музыкальности

Ф.И.О. автора

Муз. слух

Муз-но-ритмич. чув-во

Эмоц. отзывч.н а муз.

Технич. способ­ности

Музык. память

Музык. мышле­ние

Музык. вообра­жение

Психо­мотор, сп-сти

Муз-но язык, сп-сти

Выс. уровень общ.р-я

Ветлугина Н. А.

+

+

+

Готсдинер А.Л.

+

+

+

+

Кирнарская Д.К.

+

+

+

+

Левочкина И. А.

+

+

+

+

+

Назайкинский Е.В.

+

+

+

+

Науменко С.Н.

+

+

+

+

Тарасова К.В.

+

+

+

+

+

+

+

Теплое Б.М.

+

+

+

Римский-Корсаков Н.А.

+

+

+

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Интересные материалы:

Происхождение эмоций
Такие драйвы, как голод или сексуальное влечение, присущи нам потому, что они необходимы для выживания. Но для чего нужны эмоции? Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость обеспечить ...

Формы становления личности в процессе её профессионализации
В психологии профессионального образования фиксируется смещение исследовательского интереса с разработки описательно- нормативных моделей личности и деятельности специалиста, на основе которых формулировались требования к содержанию его п ...

Язык глаз в коммуникации людей разных культур
Глаза, части глаз и выражение глаз берут на себя особую роль в невербальном отражении человеческих эмоций, и в передаче самой разнообразной информации, причем в значительной мере в этом «повинно» строение глаза. Физиологи установили, что ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru