Раскрытие понятия Поэтизация

Информация » Поэтизация природы как психологический феномен » Раскрытие понятия Поэтизация

Страница 2

Мы можем утверждать, все что захотим. Можем определить, хоть и законодательно, что поэзия не нужна или, наоборот, необходима. Можем очень долго спорить по этому поводу. Можем запретить поэтов или придумать им знаки отличия. Поэзия выше всего этого. Она была, есть и будет всегда там, где есть человеческие чувства, притом самые светлые и прекрасные. Там, где говорит душа.

Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевленных предметов, – отмечает А. Афанасьев, – всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».

Что бы лучше понять смысл термина Поэтизация, я хочу обратить внимание на творчество Сергея Есенина.

Так в поэзии Есенина нас покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих, – писал поэт в 1924 году, – читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» .

«Лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.

Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка – самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы:

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, –

Я одурманен весной. (1910)

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него «спит в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень – рыжая кобыла – чешет гриву». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, – отмечал Есенин в 1924 году, – не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить». Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Особенности социальной адаптации молодых воинов в современных Вооруженных Силах
Глубокие перемены происходят сегодня в Российских Вооруженных Силах. Их актуальность объективно обосновывается характером проводимого в России курса на глубинные, коренные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества. Вместе с тем, ...

Трудности в педагогическом общении
С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилось положение: «Без требования нет воспитания». Но многие педагоги почему-то решили, что реализация этого тезиса предполагает обязательно ав ...

Понимание межличностных отношений в психологии
Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих вз ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru