Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

Информация » Индивидуальный стиль деятельности » Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности

Страница 1

Благодаря индивидуальному стилю деятельности возникают новые взаимосвязи между разнообразными индивидуальными свойствами разных иерархических уровней. Опосредующая функция индивидуального стиля относится к разным уровням индивидуальности. Мерлин считает, изменяя характер связи между разноуровневыми индивидуальными свойствами, индивидуальный стиль создает новую систему свойств. Следовательно, он делает вывод о том, что функцию индивидуального стиля можно считать системообразующей.

Системообразующая функция индивидуального стиля деятельности игнорируется или не учитывается в том случае, когда отсутствует материалистическое понимание диалектической связи объективной детерминации и субъективной обусловленности деятельности [2].

Целью системобразующей функцией индивидуального стиля Мерлин считал “одно и тоже предшествующее состояние или свойство субъекта в зависимости от действий может быть связано с различными последующими состояниями или свойствами”. Поэтому, можно сделать вывод, что индивидуальный стиль деятельности создает новые связи между свойствами субъектов.

Исследование природы индивидуального стиля привели к тому, что зона неопределенности деятельности является необходимой предпосылкой индивидуального стиля и его системообразующей функции.

В свою очередь зона неопределенности деятельности можно разделить на две категории: объективные условия зоны неопределенности деятельности и субъективные. Так под объективными условиями можно понимать ситуации, когда одни и те же объективные требования могут быть осуществлены при помощи различных промежуточных целей или движений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект в определенных условиях выбирает более или менее адекватные цели или движения, которые в той или иной степени будут соответствовать его индивидуальным особенностям [2]. Таким образом, можно заметить, что выбор тех или иных действий или целей при данных индивидуальных особенностях, характеризует овладение индивидуального стиля деятельности.

В советской психологии принято выделять несколько уровней индивидуального стиля деятельности.

Более низкий уровень принято обозначать за индивидуальный стиль жизнедеятельности. К этому уровню можно отнести режим питания и стиль моторной активности. Разнообразие движений для достижения одной и той же цели характеризуют зону неопределенности моторной активности. Наиболее полно эту зону исследовал Климов.

Более высокий уровень индивидуального стиля характеризуется индивидуальной системой операция. Наиболее общий и основной признак заключается в соотношении ориентировочных, исполнительных и контрольных операций. Данный уровень разбивается на два типа:

1) ориентировочные операции предшествуют исполнительным; предварительная ориентировка кратковременна, а мысленный план имеет схематический характер. В процессе выполнения он значительно расширяется и видоизменяется благодаря частным ориентировочным операциям [2].

Например, исследования показали, что первый тип индивидуального стиля проявляется у старшеклассников во время составления подробного плана для написания сочинения. Второй типа индивидуального стиля проявляется в том, что учеником составляется весьма краткий план, в при написания сочинения он детализируется.

Значимый признак индивидуального стиля деятельности заключается в том, что различные ориентировочные, исполнительные и контрольные операции в нем взаимно связаны и взаимно обусловлены, что выражается в интеркорреляциях между ними [2].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Организация работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям службы по призыву
Проанализировав научные данные и подходы к проблеме средовой адаптации военнослужащих, используя полученные нами в ходе специального исследования результаты, мы считаем необходимым сформулировать определенные рекомендации по повышению эфф ...

Возможности развития коммуникативных навыков личности в школьном возрасте
После рассмотрения трудностей общения естественно возникает вопрос о путях и предотвращения и средствах коррекции. Специалисты систематизировали отдельные техники социально-психологического тренинга. В поведенческом тренинге имеет смысл ...

Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru