Анализ основных подходов к классификации видов памяти

Информация » Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения » Анализ основных подходов к классификации видов памяти

Страница 1

Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

1) по характеру психической активности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

3) по продолжительности закрепления и сохранения материала— на кратковременную, долговременную и оперативную.

Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии. Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти[8,с.264].

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связан: с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. По М.М. Иванову, запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти.

Существует также деление памяти на кратковременную сверхкратковременную, и долговременно. М.М. Иванов указывает нам, что сверхкратковременная (оперативная) память обслуживает производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем "в уме" промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в долговременную. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее повторения и воспоминания.

Рассмотрим основные процессы памяти (Рис.2.):

Описание: Описание: C:\Documents and Settings\Admin.DOM-CEBBF1F2569\Рабочий стол\2011-03-23_225016.png

Рис.2.Основные процессы памяти

По определению, данному в большом энциклопедическом словаре, "запоминание - главный процесс памяти, посредством которого осуществляется ввод информации"[14,с.298].

В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти принято различать произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминание.

Л.Д. Столяренко рассматривает сохранение как процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и изменяется мало, а статическое - в долговременной памяти обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации и ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Использование информационных технологий в учебном процессе
Одной из важнейших сфер использования информационных технологий в жизни современного ребенка является образовательная сфера. В начале нашей работы мы остановимся подробнее на исследованиях, посвященных данной теме. Дошкольное образование ...

Ответственность в младшем школьном возрасте
Исследования в области психологии личности младшего школьника показывают, что в период младшего школьного возраста под воздействием воспитания у детей формируются социальные мотивы деятельности. Они приобретают побудительную силу, подчиня ...

Гендерный подход к исследованию личности
гендерный психологический женщина сотрудник Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru