Значение ожиданий в системе межличностных отношений

Информация » Ожидания в системе межличностных отношений » Значение ожиданий в системе межличностных отношений

Страница 2

Взаимные ожидания, установки играют роль непосредственного регулятора межличностных отношений. Много экспериментов, описанных в литературе, являются тому подтверждением [17, с.253-254], [12, с.153-159].

Подтверждением функции регуляции ожиданий является теория ожидания Толмена Э. В ней предпосылкой поведения в отношении одних стимульных объектов является возникновение других стимулов, которые являются символами этих объектов. Другими словами, "подкрепление становится подтвержденным". [2]. "Любой организм ведет себя в соответствии ожидаемых результатов и значением, связанным с каждым из этих результатов" [2]. То есть, зависимость поведения и ожидаемых результатов является прямой. Это свойственно не только для сферы деятельности, но и для сферы межличностных отношений.

Олпорт Г. отмечает, что "воинственные решения всегда вытекают из воинственных ожиданий и подготовки" [12, с.159]. В свою очередь, уже сложившаяся ситуация взаимоотношений влияет на формирование следующих ожиданий: "миролюбивые отношения порождают ожидание миролюбивых отношений" [12, с.155].

"Жизненный опыт и приобретенные знания часто подсказывают человеку, что он должен ждать в будущем" [5, с.64]. Влияние предыдущего опыта на восприятие является одним из факторов возникновения тех или иных ожиданий, а соответственно тоже выполняет регуляторную функцию.

"На важную роль ожиданий при установлении и сохранении взаимопонимания указывает Линчевский Э. Ожидания, в которых прогнозируется будущее поведение партнера и динамика ситуации, в которой происходит общение, является неотъемлемой частью нормального развития человеческих отношений. Если таких ожиданий у субъекта общения нет или они очень размыты и неопределены, то человек чувствует себя растерянным, неуверенным, не знает как себя вести, как выбрать адекватную линию поведения. Ожидания тесно связанны с действиями человека. Нельзя сформулировать прогноз или его чрезмерная определенность нередко ведет к дезорганизации всего поведения. Наличие же четкого ожидания, как правило, автоматически включает соответствующие шаблоны поведения" [6].

Как видно, главная функция ожиданий - регуляция межличностных отношений, это подготовка участников отношений к взаимодействию, контроль и адекватное восприятие отношений. Ожидания могут сыграть как позитивную, так и негативную роль в межличностных отношениях, но бесспорно и налицо важность учения их влияния на динамику и содержание отношений.

Страницы: 1 2 

Интересные материалы:

Понятие толпы. Механизм ее формирования
Люди и отдельный человек, даже не испытывая на себе психическое давление со стороны других, а только воспринимая давление этих других, заражаются их поведением, подчиняются и следуют ему. Разумеется, возможно, и неподчинение, но индивид, ...

Группы школьной дезадаптации
Анализ литературы позволяет выделить несколько групп, к которым относятся дети с различными проявлениями ШД. 1. «Норма» – дети адаптируются в течение первых двух месяцев обучения, относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в ...

Характерные особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте
В современной возрастной психологии, практикой образования принято младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. А.А. Смирнов отмечает, что как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru