Заключение

Информация » Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка старшего дошкольного возраста » Заключение

Страница 1

Изучая теоретический материал по теме: «Особенности влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста», мы выяснили, что самооценка детей старшего дошкольного возраста формируется под воздействием целого ряда новообразований, характерных данному возрасту. В частности у детей старшего дошкольного возраста развивается механизм эмоционального контроля, появляется иерархическая структура переживаний. Развивается и обогащается индивидуальный опыт – главный источник конкретных знаний о себе, появляется способность к анализу, оцениванию и контролированию своих действий и поступков.

Уделяя особое внимание факторам, влияющим на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста, выяснили, что главным и самым важным фактором является детско-родительское отношение. Необходимо отметить, что в психологической литературе влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста исследовано не в полном объеме.

Для исследования особенностей влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки дошкольников, в данной дипломной работе были подобраны и проведены следующие методики: на выявление самооценки детей – методика «Лесенка», отражающая особенности самооценки; методика «Какой Я», раскрывающая восприятие и оценивание себя по десяти положительным качествам; проективная методика «Рисую себя», демонстрирующая внутреннее представление ребенка о себе.

Для исследования родительского отношения к детям, мы воспользовались «Опросником родительского отношения» Варга Я.А. и Столина В.В., отражающим рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты детско-родительских отношений по пяти различным шкалам (более подробное описание методики представлено в главе 2).

Анализ результатов исследования показал, что явно выраженный авторитарный стиль детско-родительских отношений реально способен повлиять на формирование низкой самооценки у ребенка старшего дошкольного возраста.

Однако, эмоциональное отвержение, недовольство ребенком, его инфантилизация и строгий контроль со стороны родителей оказывают совершенно обратное влияние на формирование самооценки ребенка. При данных негативных формах родительского отношения, дети в ходе исследования продемонстрировали высокую самооценку.

Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средняя самооценка детей, родители которых уважают и признают индивидуальность ребенка, верят в него, т.е. в целом имеют благожелательное отношение к ребенку.

Анализируя полученные нами результаты, выявленные в ходе практического исследования, следует отметить, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования в основе своей подтвердилась, благоприятное отношение родителей к детям, характеризующееся эмоциональным принятием и кооперативными формами взаимодействия способствуют формированию самооценки среднего и высокого уровней у детей старшего дошкольного возраста.

Низкая самооценка формируется под влиянием негативных форм детско-родительских отношений (эмоциональное отвержение, инфантилизация ребенка, жесткий контроль и т.д.).

По нашему предположению на данном возрастном этапе формирования самооценки, детско-родительские отношения оказывают влияние на ту или иную функцию самооценки. В том случае, когда родительские отношения носят партнерский характер, проявляется любовь и уважение к личности ребенка, предоставляется самостоятельность, у ребенка в системе самооценивания развивается регуляторная функция самооценки. Обогащается индивидуальный опыт ребенка, выравнивается уровень притязаний, приобретая более осознанный характер. Развивающаяся критичность по отношению к себе приобретает гипертрофированные формы и выступает как конструктивный инструмент в дифференцировании самооценки.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней: • репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения; • адаптивный – уме ...

Психотерапевтическая помощь
Наиболее значимым фактором "патологических" кризисных состояний, определяющим терапевтическую тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение). Суицидальные тенденции ...

Раскрытие понятия Поэтизация
Что бы лучше разобраться в различных вопросах, касающихся данной темы, для начала разберемся в значении слова «Поэтизация». Во многих словарях термин «поэтизация» приравнивают к термину «поэтизировать». Согласно Словарю русского языка (М ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru