Профессионально-психологический отбор сотрудников с учетом развития их личной дисциплинированности

Информация » Психологическая сущность дисциплинированности » Профессионально-психологический отбор сотрудников с учетом развития их личной дисциплинированности

Страница 2

Этого нельзя сказать об отборе в правоохранительных органах. Так, в структурах Министерства внутренних дел, где центры психодиагностики функционируют не менее пяти лет, число милиционеров, уволенных на первом году службы, только на 4% меньше, чем в тех, где таких центров нет, преступлений и нарушений законности сотрудниками — соответственно на 1,5%, а количество суицидов - на 3% меньше. Причины недостаточной эффективности действующей системы психологического отбора весьма существенны:

- психологический отбор строился и строится преимущественно на подражательной, эклектической основе. В нем есть что-то от отбора операторов, что-то от отбора военнослужащих, что-то от отбора космонавтов, но нет своей основы — учета специфики правоохранительной деятельности, понимания юридической психологии;

- при создании системы отбора в МВД в конце 70-х годов были допущены серьезные методолого-теоретические и организационные ошибки, которые сохраняются в своей основе до сих пор. Так, отбор был построен как психофизиологический (который и сейчас «в значительной мере ориентирован на выявление психопатологии»), психологические лаборатории (называвшиеся до недавнего времени психофизиологическими) комплектовались почти исключительно психиатрами, врачами, а не психологами;

- применяемый банк психодиагностических методик не ориентирован на изучение и оценку психологии личности (так, как они понимаются в психологической науке), а построен на медицинских позициях (по образцу понимания личности в медицине, психиатрии) и в интересах определения психического здоровья.

Психологический отбор может быть эффективным, если он строится на основе диагностики способности личности к правоохранительной деятельности. Отбор по способностям — наиболее распространенный и собственно психологический отбор. Нет способностей вообще, есть качества человека, оцениваемые по их соответствию требованиям предстоящей деятельности. Способности выступают предпосылкой профессионального успеха, именно они определяют скорость, легкость и степень овладения деятельностью, продуктивность ее осуществления и последующий непрерывный ее рост. Способности к правоохранительной деятельности должны определяться и при психологическом отборе в юридические органы, а сам он должен быть по существу профессионально-психологическим. Отбор по пригодности, оцениваемой с позиций психического здоровья, бесспорно нужен, но столь же бесспорно, что он относится к медицинскому (психиатрическому), а не психологическому отбору.

Основными задачами профессионального психологического отбора являются:

- выявление среди кандидатов на службу сотрудников лиц с нервно-психической неустойчивостью и находящихся в состоянии дезадаптации;

- оценка психологической пригодности к тем или иным видам деятельности кандидатов на службу, сотрудников при перемещении и прогноз успешности профессионального обучения кандидатов на учебу;

- оценка уровня профессиональной адаптации кандидатов на службу сотрудников при перемещении после прохождения испытательного срока (первоначальной подготовки);

- выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества (вещества, вызывающие привыкание и зависимость при их систематическом приеме).

В большинстве правоохранительных органов психологическая служба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому одна из главных задач, стоящих перед службой, — использование достижений практической психологии в работе с кадрами (персоналом, личным составом).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Интересные материалы:

Подгрупповые занятия
На завершающем этапе работы с родителями дефектологом проводятся подгрупповые занятия, когда встречаются двое детей и их мамы. Специалист-дефектолог организовывает подобные занятия лишь после того, как удается сформировать сотрудничество ...

Психологические учения нового времени
Одним из самых значительных событий Нового времени стала философская система, разработанная крупнейшим мыслителем Р.Декартом (1596 – 1650). Отправным методологическим принципом Декарту служил вопрос о критерии достоверного знания. В каче ...

Понятие "дети с отклонениями в развитии"
Данное понятие имеет свою предысторию. В начале 20 века. В.П. Кащенко предложил термин "исключительные дети", подчеркивая их психологическое своеобразие и значительный психологический потенциал, который может реализоваться при п ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru