Психологические составляющие и функции экологического сознания

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Психологические составляющие и функции экологического сознания

Страница 1

Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность:

· представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе;

· субъективного (личностного) отношения человека к миру природы;

· соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром природы;

· жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость экологически-ориентированных ценностей [18].

В эпоху научно-технического прогресса, интенсификации всех сфер человеческой деятельности, как на производстве, так и в быту, в эпоху информационного бума у человека остается все меньше и меньше времени на общение с природой. Очевидно, живая природа призвана способствовать решению психологических проблем человека. Замена непосредственного общения с природой чтением книг о ней или просмотром специальных телевизионных программ не решает проблемы. И этот недостаток контакта с природой человек пытается возместить переносом ее частицы в свой дом [29].

Таким образом, В.А.Ясвин выделяет ряд психологических функций взаимодействия людей с растениями и животными, обусловленных определенными потребностями человека, что обеспечивает наличие соответствующих мотивов (как осознанных, так и неосознанных) непрагматической практической деятельности человека, связанной с природными объектами:

1. Эстетическая функция — возможность любоваться "красотой форм", наслаждаться "приятным запахом", мелодичными звуками и т.д.

2. Познавательная функция — возможность "наблюдать за интересными процессами", узнавать новое и т.д.

3. Функция реализации потребности в компетентности — овладение соответствующими технологиями, удовлетворение от своей компетентности — "ежедневный уход за ними доставляет радость".

4. Функция реализации этических потребностей — "наша потребность изливать на кого-то свою приязнь", "любить и заботиться о ком-то" и т.д.

5. Психотерапевтическая функция — "снятие стрессовых состояний", "снижение возбуждения" и т.д

6. Психофизиологическая функция — "снижение артериального давления", устранение бессонницы и т.д.

7. Реабилитационная функция — повышенное стремление к контактам с природными объектами пациентов психиатрических больниц, воспитанников колоний, детских домов.

8. Психокоррекционная функция — "улучшают взаимоотношения в семье" и т.д.

9. Воспитывающая функция — "воспитывают доброту, любознательность, приучают к аккуратности" и т.д.

10. Функция общения — "возможность иметь собеседника", доверять свои тайны и т.д. [29].

Функции экологического сознания можно рассмотреть с позиции психоанализа. К.Юнг считал, что "наиболее глубоким слоем" человеческой психики является коллективное бессознательное, имеющее не индивидуальную, а всеобщую природу. Оно включает в себя содержание и образы поведения, которые у всех индивидов могут быть одними. Психологическая включенность архаического человека в мир природы, по мнению Э.Фромма, обеспечивала ему ощущение безопасности и систему ориентации в мире. Видимо, подобные архетипы "живут" в нашем коллективном бессознательном и сегодня. Э.Фромм считает, что "человек в своем историческом младенчестве остается укоренен в природе". И хотя он давно вышел из природы, она продолжает оставаться его домом, и он пытается обрести безопасность, возвращаясь к ней. Устанавливая связь между миром растений и животных, индивид обретает чувство идентичности и принадлежности к природе как ее часть[29].

И.А.Шмелева отмечает, что, что степень развития экологического сознания на индивидуальном и социальном уровнях непосредственно влияет на формирование "картины мира", системы ценностей, установок, мотивов проинвайроментального поведения, соблюдение моральных и этических норм по отношению к окружающей среде, способы принятия управленческих решений и преодоления конфликтов в области взаимодействия с окружающей средой [28].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью особой формой мышления не свойственная ничему другому. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть вос ...

Характеристика памяти как познавательного процесса
Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не ...

Мотивы заключения брака
Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутверд ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru