Формы проявления психики в трудовой деятельности
темперамент трудовой профессия сотрудник
Психические свойства – это стойкие психические явления, присущие человеку долгое время (возможно – на протяжении жизни). При приеме на работу по специальности, при кадровых перемещениях и повышении в должности целесообразно определить с максимальной достоверностью проявления психических свойств (характер, темперамент) в типичных для данной работы обстоятельствах.
Темперамент – это индивидуально-психологическое свойство человека, определенное основными характеристиками его нервной системы (сила, скорость, возникновение, прекращение и изменение нервных процессов). В условиях, регламентированных дисциплиной, в спокойной обстановке трудно выявить особенности темперамента, однако они ярко проявляются в новых или экстремальных обстоятельствах.
Подчеркнем, что нет как идеально положительного, так и абсолютно плохого темперамента, поскольку тип темперамента не предопределяет социально-нравственную, профессиональную и другие ценности человека как личности. Поэтому важно учитывать как многообразие свойств личности данного человека, так и совокупность требований, предъявляемых профессией (специальностью, должностью) к нему.
Важным психическим свойством личности работника являются способности, формируемые на основе задатков – возможностей развития способностей, обусловленных биологической наследственностью. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее эффективности. Установлено, что способности не являются врожденными, они формируются в процессе жизни человека под влиянием среды и воспитания. Руководитель может составить верное впечатление о профессиональных способностях работника, используя комплекс источников информации – документы, отзывы, собственное мнение, результаты медико-психологической диагностики, результаты труда. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Познание характера сотрудника позволяет со значительной долей вероятности предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Характер зависит от природных предпосылок развития индивидуальности (задатков, темперамента, типа высшей нервной деятельности), а также от условий социализации человека.
Характер проявляется в системе отношений человека к окружающей действительности:
- в отношении к другим людям – общительность или замкнутость, экстраверсия – интроверсия, правдивость или лживость, тактичность или грубость;
- в отношении к делу – ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность;
- в отношении к себе – скромность, самовлюбленность, самокри-тичность, самоуверенность, гордость, завышенная или заниженная самооценка.
Косвенной причиной многих неприятностей человека на работе являются некоторые специфические психические состояния, такие как усталость, стресс, рассеянность внимания, аффект, страх, любознательность, бодрость, огорчение, апатичность, увлечение, восторг и др. Изучение психических состояний обусловлено тем, что они всегда влияют (положительно или отрицательно) на работоспособность и жизнедеятельность человека. Психические состояния можно классифицировать следующим образом.
1. Познавательные – любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность.
2. Эмоциональные – радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, бодрость, тоска, угнетенность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть.
3. Волевые – активность, пассивность, решительность, уверенность, рассеянность, спокойствие.
Интересные материалы:
Психолого-педагогический подход к сущности понятия самооценки и ее
особенности у детей старшего дошкольного возраста
Рассматривая развитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцы не имеют четких границ своего существа, не понимая, что они - особая, отдельная от остального мира его часть. [1].
Младенец не знает, где кончает ...
Психологические составляющие и функции экологического сознания
Вопросы наличия и формирования экологического сознания, а также его типологии зависят от содержания, которое мы вкладываем в само это понятие. Структура экологического сознания определяется как совокупность:
· представлений (как индивиду ...
Профессиональные качества психолога
О каких же профессиональных качествах личности психолога-практика можно вести разговор? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо, прежде всего, определить предназначение психолога-практика, как профессионала. Его профессиональная деятельн ...