Эмоциональная напряженность

Информация » Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих » Эмоциональная напряженность

Страница 2

Сосательный рефлекс заключается в движениях губ при легком прикосновении к ним кисточкой.

Ладонно-подбородочный рефлекс выражается в том, что при проведении твердым предметом по ладони обнаруживается движение подбородка и губ.

Оральные рефлексы давно рудиментированы. Сотни тысячелетий тому назад они имели биологический смысл. Наш далекий предок брал в руку какой-то продукт и сразу же открывал рот и тянул к нему губы. Сейчас у нормального человека в обычном состоянии рефлексы орального автоматизма отсутствуют (полностью заторможены). Они проявляются лишь у грудных детей, тяжелых олигофренов, а также растормаживаются у лиц, страдающих глубоким алкоголизмом, особенно при похмелье. Но эти рефлексы иногда растормаживаются и при очень выраженных негативных эмоциях, в состоянии психической напряженности. Так, растормаживание оральных рефлексов иногда наблюдается у спортсменов в психогенных условиях соревнований и при тяжелых тренировочных нагрузках, у летчиков — на очень высоком эмоциогенном фоне сложных полетных заданий, у артиллеристов после неудачных стрельб из-за грубых ошибок, поставивших под сомнение их профессиональную квалификацию. Во всех этих случаях можно говорить о развитии эмоциональной напряженности, состоянии эмоционального стресса.

Проявление выраженной мышечной скованности (непроизвольного напряжения многих групп мышц) также служит достаточно информативным показателем эмоциональной напряженности. Скованность можно наблюдать у молодого солдата, обучаемого профессии военного водителя (сидит за рулем "как аршин проглотил"), у молодых офицеров-операторов, осваивающих сложную деятельность за пультами управления, например в системах ПВО, у курсантов-летчиков в первых полетах, при освоении техники пилотирования на посадке и др.

Еще одним внешним признаком эмоциональной напряженности является чрезмерная пантомимика (выразительные движения руками), часто встречающаяся у молодых офицеров и сержантов, впервые проводящих занятия в своих подразделениях. В этой ситуации характерны и эмоционально обусловленные изменения в речевой артикуляции, например неожиданное заикание.

Наконец, внешним показателем эмоциональной напряженности служит тремор (дрожание) рук, ног, щек, губ, подбородка.

Основной вегетативной реакцией на эмоциональную напряженность является высокая частота сердечных сокращений без физических нагрузок. Так, в ходе дозаправки в воздухе пульс летчиков достигает 160-180 уд./мин, у штурманов при бомбометании и десантировании в заданный район — 150-170 уд./мин, у операторов комплексов ПВО при отслеживании целей — такие же показатели. При этом могут отмечаться нарушения ритмичности пульса, его координированности с дыхательными движениями. Иногда отмечается обильный профузный пот, вызываемый не температурными, а эмоциональными воздействиями. На лице могут появиться выраженные вазомоторные реакции, заметные изменения в диаметре зрачка. В ряде исследований при значительном эмоциональном напряжении наблюдалось повышение позывов на диурез, резкое усиление работы кишечника и др.

Кроме этого, эмоциональная напряженность характеризуется падением уровня психических познавательных процессов, значимым снижением военно-профессиональной работоспособности, ухудшением психомоторики.

Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-ассоциативные нарушения.

Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия. Например, солдат не может совместить мушку с целью, оператор не видит объекты на экране локатора, штурман ошибается, считывая показания с приборов, и т. д. Сокращается объем внимания, оно становится "прилипчивым", т. е. с трудом переключается от одного прибора к другому. В состоянии напряженности у летчиков могут возникать иллюзии пространственного положения, у моряков — иллюзии ожидаемых объектов и т. п.

Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений. Это сказывается даже на обычном пешем марше и, тем более, на ускоренном передвижении, поскольку в двигательных актах начинают участвовать "лишние" мышцы. Солдат не только передвигает по дистанции свое тело, но вынужден преодолевать сопротивление собственных мышц-антагонистов (в состоянии скованности все они непроизвольно напряжены). Стрелок вместо того, чтобы плавно нажать на спусковой крючок, грубо его дергает, осуществляя неприцельный выстрел. Нарушение соразмерности усилий ведет и к нарушению точности самых различных сенсомоторных и просто двигательных актов в различных видах военно-профессиональной деятельности. Например, у водителей затрудняются движение рычагами управления и действия по переключению различных тумблеров, что свидетельствует и о развитии эмоционально-моторных нарушений.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Особенности личностной направленности подростков со школьной дезадаптацией
Изменения в нашей стране, касающиеся социальной, экономической сфер ставят перед обществом новые задачи, решение которых зависит и от того, как школа справится с возложенными на нее обязанностями по воспитанию активной, ответственной, сам ...

Распространение восточных боевых искусств во всём мире, краткое пояснение о развитии, культуре и философии айкидо
С каждым годом у традиционных систем физического и духовного самосовершенствования появляется всё больше поклонников. Открываются всё новые школы, клубы, ассоциации йоги, цигун и ушу. Издаются специальные книги, брошюры, журналы, китайски ...

Возможности применения знаний из области психогенетики в психологической практике
Психогенетика решает вопрос о происхождении человеческой индивидуальности, о существовании "первичных", "исходных" особенностей психики человека, предшествующих приобретаемому опыту, во-первых, и о возможном влиянии ге ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru