Метод свободного описания

Информация » Методы изучения восприятия интерьера » Метод свободного описания

Метод свободного описания относится к качественной методологии и носит интроспективный характер.

Данный метод предполагает спонтанное написание участниками исследования вербального текста, носящего рефлексивный характер, в ответ на предъявляемую им инструкцию.

Описание - отчет человека перед самим собой в выполненных действиях, поступках, деяниях, осознание им посредством анализа собственных чувств, переживаний, влечений, их смысла и значения для себя и своего окружения как в данный момент, так и в другие моменты времени: прошлом и будущем. Описание обычно включает нравственную оценку собственных действий и опирается на самонаблюдение. Применяя в исследовании представлений о карьере метод свободного самоописания, мы модифицировали подход Г. Олпорта.Г. Олпорт использовал метод анализа текстовых документов и предлагал респондентам в качестве стимульного материала "письма Дженни", на основе анализа которых делал вывод об основных диспозициях личности.

Метод свободного самоописания дает обширный качественный материал о личностных особенностях испытуемого и его представлениях о различных объектах социальной реальности.

Процедура исследования: испытуемому предлагалось на чистом листе бумаги описать "Опишите интерьер, в котором вы сейчас находитесь", при этом не давалось установок на преимущественное или ограниченное описание каких - либо отдельных феноменов. Испытуемому предлагалось излагать свои мысли в порядке их возникновения, не заботясь об их последовательности, грамматике и логике. Свободная форма описания позволяла испытуемому в первую очередь указать особенно важные для него личностные особенности, аспекты поведения и межличностные отношения, выразить свое отношение к нему. Результатом применения метода свободного описания является текст, отражающий психологические особенности человека, его социальные представления и отношение к объектам социальной реальности

Достоинствами метода свободного описания являются богатство оттенков описания, отсутствие ограничений для испытуемого, который может использовать удобную для него лексику, выражая полноту представлений.

Метод свободного описания также обладает рядом недостатков, среди которых можно выделить влияние лингвистических способностей испытуемых, их образовательного и культурного уровня развития, социальной желательности, что необходимо учитывать при интерпретации результатов, а также трудоемкость обработки результатов, необходимость экспертной оценки.

Интересные материалы:

Причины возникновения тревожности у детей дошкольного возраста
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенч ...

Особенности эмоциональных отношений в семье
Эмоциональная жизнь наиболее сосредоточена в кругу семьи. Эмоциональное самочувствие ребенка, ощущение нужности и значимости, эмоциональное благополучие во многом определяются детско-родительскими отношениями. Наиболее сильный источник пе ...

Физическая и психологическая дистанции
Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в места ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru