Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга

Информация » Этап добрачнго ухаживания, как объект исследования психологии » Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга

Страница 2

4.«Измена». Один партнер обладает властью и статусом, другой — только властью. Примером может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус.

5.Безответная любовь. Один из партнеров обладает и статусом, и властью, другой — ни тем, ни другим.

6.Поклонение. Один из партнеров обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем, ни другим. Примером может быть ситуация влюбленности в актера, певца и т. п. при отсутствии реальных отношений с ним.

7.Детско-родителъская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой — низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель). Примером могут служить отношения между родителями и маленьким ребенком,

В этой классификации традиционным представлениям о любви в разнополой паре соответствует романтическая любовь. (Харизматическая обычно характеризуется значительным возрастным или социальным неравенством.)

Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с наличием в ней компонента власти.

Т. Кемпер не единственный, кто трактует любовь как некую слабость и зависимость человека. В более выраженном виде эта позиция представлена в теории любви Л. Каслера, который считает, что любовь представляет собой сплав различных эмоций, где доминирующую роль играет страх. Речь идет о страхе потери любимого человека, который является источником удовлетворения многих потребностей, поэтому влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Постоянный страх потери делает человека зависимым, тревожным, несвободным, мешает его личностному развитию. По Л. Каслеру, действительно свободный человек — это человек, не испытывающий любви.

Вероятно, следует согласиться с Т. Кемпером и Л. Каслером в том, что любовь может восприниматься как несвобода и зависимость, и такой любовью является романтическая любовь, рассматривается Т. Кемпером. Но это относится не ко всем видам любви. В гуманистической психологии существуют другие описания любовных переживаний, которые можно найти у А Маслоу и Э. Фромма.

Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» выделяет зрелую и незрелую

любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.

Незрелая любовь. С точки зрения Э. Фромма, влюбленность и любовь не равны. Влюбленность можно рассматривать как незрелую любовь. Это кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное. Оно может смениться разочарованием и скукой по мере того, как люди узнают друг друга и близость перестает быть чудом.

Влюбленность может перейти в зрелую любовь. Это непрерывно длящееся состояние, очень долгое и спокойное.

В обыденном сознании под «любовью» обычно понимают именно незрелую любовь, или влюбленность. Считается, что человек впадает в это состояние как в аффект. Оно не зависит от человека, а захватывает его как какая-то внешняя сила. Это представление репрезентирует себя в виде следующих психологических установок:

· главная трудность любви состоит в проблеме поиска достойного объекта, а не в проблеме формирования способности любить самому;

· любви учиться не нужно.

Таким образом, большинство людей ориентированы на поиск объекта любви и на то, чтобы стать объектами любви другого. Эти цели достигаются по-разному. Мужчинам нужно преуспеть в жизни, достигнуть власти и богатства; женщинам — стараться быть красивыми внешне, способными внушать любовь (обладать смесью обаяния и сексуальной привлекательности).

Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза. Симбиоз может существовать в пассивной и активной форме.

· Пассивная форма — мазохизм. Человек избавляется от одиночества, становясь неотъемлемой частью другого, отдает ему свободу, чтобы другой им руководил. Психологическая выгода этой формы состоит в том, что мазохист ничем не рискует, никогда не остается в одиночестве, но и никогда не бывает независимым. Такой человек «не вполне родился». Если у него появляется половое влечение, то он подчиняется партнеру и душой, и телом. Он отрекается от своей целостности и становится орудием другого.

· Активная форма — господство, садизм. Человек освобождается от плена одиночества, делая другого человека своей частью. За счет этого он растет в своих глазах. Садист включает в себя как часть другую личность, которая его боготворит. Однако и он сам зависит от того, кому причиняет боль, так как не чувствует себя хорошо без обожания со стороны другого.

В одном человеке могут сочетаться обе формы симбиоза. Э. Фромм приводит в пример Адольфа Гитлера, рассматривая его как садиста по отношению к народу и мазохиста к себе (об этом свидетельствует его самоубийство).

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

От Декарта к Спинозе
Теоретическое мышление никогда не начинает свое движение с нуля, на пустом месте, но всегда имеет дело с некоторой суммой знаний, теоретических представлений, накопленных предшествующими поколениями исследователей. Приступая к выработке ...

Трехкомпонентная теория любви Р. Стернберга
Р. Стернберг говорит о том, что любовь имеет три составляющих. Первая составляющая — интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого ч ...

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru