Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке

Информация » Основные этапы развития психологии » Развитие психологической мысли во Франции в 18 веке

Страница 1

Пропагандистами опытного знания, критиками метафизики и схоластики были Мари Франсуа Аруэ Вольтер (1694 – 1778) и Этьен Бонно де Кондильяк (1715 – 1780).

Кондильяк предложил оригинальную модель “человека – статуи”, развивавшую отличный от Декарта и Локка взгляд на происхождение и развитие умственной деятельности.

Предположим, говорил Кондильяк, что существует человек, который поначалу не обладает ничем, кроме способности ощущать (“статуя”). Стоит ему получить извне первое ощущение, как это дает толчок разнообразным психическим процессам. Смена ощущений дает то, что Декарт относил на счет врожденных идей, а Локк – рефлексии. Сильное ощущение порождает внимание, сравнение одного ощущения с другим становится функциональным актом, который определяет дальнейшую умственную работу и т.д.

Врач Жюльен Ламетри (1709 – 1751) предложил модель “человека – машины”. Согласно этой модели, психические способности человеческого организма являются продуктом его машиноподобных действий. Поэтому наделять организм человека душой так же бессмысленно, как искать ее в действиях машины.

В человек французские мыслители видели венец природы; в каждом индивиде заложены неисчерпаемые возможности совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его природную сущность, а на противоестественные внешние обстоятельства. Существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа.

В теориях французских энциклопедистов разрабатывалась проблема соотношения в человеческой природе биологического и социального. Влияние среды и наследственности на развитие ребенка впервые было рассмотрено в трудах Клода Адриана Гельвеция (1715 – 1771) и Дени Дидро (1713 – 1784).

Гельвеций пришел к выводу о том, что способности не являются врожденными, но приобретаются в процессе обучения. Это положение было связано с его концепцией всеобщего равенства людей, индивидуальные различия которых являются лишь результатом разного социального положения и воспитания. Этот подход приводит к абсолютизации воспитания, когда человек рассматривается исключительно как продукт воздействия среды.

Физиология становится экспериментальной дисциплиной приблизительно в 30-х гг. XIX в., главным образом, под влиянием работ немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера. Мюллер сформулировал принцип “специфической энергии органов чувств”: возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерной ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная специфическая энергия.

Помимо этого, И. Мюллер выполнил ряд исследований анатомических структур рефлекса и основ рефлекторной деятельности организма. Он выдвинул ряд положений относительно связи ощущений, движения и рефлекторных актов, а также о связи различных рефлекторных актов с отдельными спинномозговыми структурами.

Голландский физиолог Ф.Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания пси хических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме.

Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца. Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Формы, методы и приемы профессионального самоопределения учащихся на уроках биологии
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности на уроках биологии. От того, какова эта деятельность, зависит результат обучения. Отношение учащихся к собственной деятельности определяется в значительно ...

Голосовые оформления речевых высказываний
Существует достаточно большое количество высказываний, в которых определённый вид голоса как бы встроен, то есть который можно произнести только с фиксированными признаками: Да ну?! – голосом более протяжным, чем обычно происходит удлинен ...

Функции поз в акте коммуникации и в языке тела
Сходство или тождество поз у собеседников в актуальной коммуникации может свидетельствовать как о близости их взглядов или точек зрения на обсуждаемую тему, так и – в случае вхождения собеседников в одну социальную группу – о сходстве исп ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru