История гипноза

Информация » Внушение. Гипноз » История гипноза

Страница 4

Таким образом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников». Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы, ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.

Все требования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотический бум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашего Я. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз, по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.

Внушения могут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. Команда действует не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известной идеи. Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенно невольному и безотчетному подражанию. Сначала идеологическая обработка, потом строевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ и солдат идёт исполнять его. Таков механизм поведения солдат на войне. Внушение, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики. Пути передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому внушение представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение.

Страницы: 1 2 3 4 5

Интересные материалы:

Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников фо ...

Трансперсональная психология
В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психоло ...

Эмпатия
Понятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в опред ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru