Развитие личности ребенка с нарушением речи

Информация » Развитие личности ребенка с нарушением речи

Личность - это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структуру личности определяют как целостное системное образование, совокупность социально-значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как сознательного субъекта деятельности и общения. Для психологической конкретизации понятия "личность" необходимо знать ее структуру, критерии зрелости и механизмы.

Критерии сформировавшейся личности:

1) Существует стройная иерархия мотивов, которые направлены на регуляцию собственного поведения, заключающаяся в способности преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, более опосредованного.

2) Способность к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных целей и принципов, это возможно на базе сознательного соподчинения мотивов и предполагает наличие самосознания.

Кроме этого, зрелая личность характеризуется:

активностью, т.е. стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности и действовать за границами требований ситуаций и ролевых предписаний;

направленностью, т.е. устойчивой, доминирующей системы мотивов интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляются потребности человека;

глубинными смысловыми структурами, обуславливающие ее сознание поведение;

степенью осознанности своих отношений к действительности.

Одним из подходов к рассмотрению структуры личности является теория, рассматривая личность как совокупность трех подструктур:

интраиндивидной - то, что составляет индивидуальность человека (харуктер, потребности, идеалы, убеждения);

интериндивидной (характер проявления индивидуальности в групповых и межличностных отношений);

метаиндивидный (результат осуществляемых человеком преобразований).

Понятие "норма личности" весьма обширно, и, прежде всего определение нарушений можно по следующим признакам:

¾ нарушение какой-либо сферы личности всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют или замедляют свое развитие;

¾ нарушение всегда проявляется в поведении или его можно опознать при наблюдении. Но следует учесть, что не все нежелательные поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности (трудновоспитуемость, возрастные кризисы);

¾ личностные нарушения приводят к социальной дезадаптации что приводит к сужению круга людей, с которыми человек может нормально взаимодействовать. Социометрический статус низкий;

¾ личностные нарушения затрудняют воспитательные воздействия;

¾ нарушения личности иногда приводит к психосоматическим заболеваниям (неврозы и т.д.)

Во многих случаях личностные изменения в первую очередь проявляется в эмоционально-мотивационной и волевой сферах, поскольку именно в них отражаются личностные и психические изменения. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка, его психическое развитие, общение, деятельность. Часто образуется порочный круг, когда-то или иное нарушение ВПФ влечет за собой личностные нарушения, а деформация личности приводит к отставанию в развитии когнитивной сферы. Чтобы легче было ориентироваться в различных личностных нарушениях, их можно классифицировать по двум основаниям:

Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей эмоционально-волевой сферы и личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, и некоторых других.

Личностные особенности детей с нарушенным речевым развитием недостаточно изучены. Среди немногочисленных работ, посвященных исследованию особенностей личностного развития при речевых нарушениях, можно назвать работы В.М. Шкловского, В.И. Селиверстова, Л.А. Зайцевой, Л.Е. Гончару Г.А. Волковой и некоторых других. Поэтому в данной главе рассмотрены особенности лишь некоторых сфер личности детей с речевыми дефектами, представлены результаты отдельных исследований по данной проблематике.

Интересные материалы:

Безумие. Состояние вопроса
Проблема безумия, его этиологии, патогенеза, диагностики и лечения на сегодняшний день достаточно актуальна. Традиционные клинические методы не решают проблем безумия радикально. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация не позволяет выпол ...

Проблема самосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшего дошкольного возраста
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г. [4], Божович Л.И. [11], Выготского Л.С. [16], Леонтьева А.Н. ...

Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере учреждений Республики Башкортостан
психотерапевтический социализация специализированный учреждение В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики. Первым шагом на пути создания республика ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru