План трудовой деятельности

Информация » Психология труда » План трудовой деятельности

Страница 1

Общепринята следующая классификация основных форм трудовой деятельности:

Труд, требующий большой мышечной активности

Имеет место при отсутствии механизированных средств для работы (труд сталевара, грузчика, овощевода и т. д.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы в организме, но в тоже время социально не эффективен, имеет низкую производительность, потребность в длительном отдыхе.

Механизированная форма труда

Требует специальных знаний и двигательных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения. Однако, однообразие простых действий, малый объём воспринимаемой информации приводит к монотонности труда.

Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством

Недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков

Конвейерный труд

Отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций.

Главный недостаток - монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному источению. При однообразных повторяющихся раздражителях в корковой деятельности преобладает процесс торможения, что ведёт к рассеиванию внимания, падению скорости реакции, быстрому утомлению.

Труд, связанный с управлением производственными процессами и механизмами

Человек выступает в роли оператора, и чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше его участие.

Умственный труд

Восприятие и переработка большого количества информации с включением памяти, внимания, активизация процесса мышления.

Формы умственного труда:

Операторский - контроль за работой машин. Отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением.

Управленческий (руководители предприятия). Характеризуется большим ростом объёма информации при нехватке времени для её переработки, большой личной ответственностью за принятые решения, стрессовыми и конфликтными ситуациями.

Творческий труд (научные работники, преподаватели, писатели, конструкторы). Наиболее сложная форма, так как требует большого объёма памяти, напряжения, внимания. Приводит к повышению нервно-эмоционального напряжения, тахикардии, повышению кровяного давления, изменению ЭКГ и другим сдвигам со стороны вегетативных функций.

Труд преподавателей и медицинских работников - постоянный контакт с людьми, повышенная ответственность, частая нехватка времени и информации для принятия правильного решения, что приводит к высокому нервно-эмоциональному напряжению.

Труд учащихся и студентов. Необходима концентрация памяти, внимания. Присутствуют стрессовые ситуации (экзамены, зачёты).

Как видно, многообразие форм трудовой деятельности сводится к двум основным.

Физический труд - характеризуется большой нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно - сосудистую, нервно - мышечную, дыхательную и др.). Развивает мышечную систему, стимулирует обменные процессы, но из-за низкой производительности социально не эффективен. Основным его показателем является тяжесть.

Энергозатраты при физическом труде, в зависимости от тяжести работы, составляют 4000 - 6000 ккал в сутки.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти.

Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что приводит к сердечно - сосудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции внимания, памяти. Основным показателем умственного труда является напряжённость, отражающая нагрузку на центральную нервную систему.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Трудности в педагогическом общении
С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. В педагогике давно утвердилось положение: «Без требования нет воспитания». Но многие педагоги почему-то решили, что реализация этого тезиса предполагает обязательно ав ...

Что происходит во время анализа и кто должен подвергаться психоанализу
Во время анализа пациент склонен постепенно нагружать образ аналитика всей энергией неудовлетворенный желаний Ид, накопившейся у него с младенческих лет. Когда эта энергия сосредотачивается на одном образе, ее можно изучить и перераспреде ...

Описание коррекционно – развивающей программы
Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами, контролирующими агрессивное поведение являются следующие: · Усвоение моральных норм и правил; · Развитие эмпатии; · Чрез ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru