Принятие решения

Информация » Психология деятельности и способности человека » Принятие решения

Страница 1

Обычно под принятием решения понимают процесс выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Это предельно общее определение, и с точки зрения психолога оно требует дальнейшего развития и уточнения. Во-первых, следует выделить предмет анализа процесса принятия решения на психологическом уровне, во-вторых, соотнести процессы принятия решения и решения задачи. Проблема принятия решения исследуется в настоящее время во многих, отраслях науки и техники, говорят о принятии решения, когда выбор из некоторого количества альтернатив осуществляется на ЭВМ, в нейроне или отдельной системе организма. На первый план выступают такие собственно психологические особенности процесса принятия решения > как мотивация принятия решения, ответственность за принимаемое решение, право выбора, возможность осознания, оценки и коррекции вырабатываемых решений и т.д.

Сопоставляя процессы принятия решения и решения задачи, мы должны отметить, что в первом случае субъект деятельности располагает определенным количеством альтернатив решения проблемы и ему необходимо сделать выбор между ними, во втором случае он должен сам отыскать путь решения проблемы.

Осваивая нормативно-одобренный способ деятельности, исходя из объективных и субъективных условий деятельности, ученик "решает", как ему реализовать в своих действиях этот способ деятельности. Освоение профессиональной деятельности — творческий процесс, который подчиняется общим закономерностям принятия творческого решения. Длительное время внимание исследователей было сосредоточено на описании этапов творческого процесса. Описание хода решения познавательной задачи в схеме:

1. Осознание проблемы:

а) возникновение проблемы;

6} понимание наличных факторов;

в) постановка вопроса.

2. Решение проблемы:

а} выработка гипотезы;

б) развитие решения;

в) вскрытие принципа;

г) выработка суждения, фиксирующего решение;

3. Проверка решения.

Собственно психологической сущностью процесса решения задачи является сложная аналитико-синтетичеекая работа, включенная в процесс взаимодействия субъекта с объектом.

Процесс решения задачи проходит в единстве чувственного познания, представляющего собой цикл взаимодействий субъекта с объектом, и логического решения. Необходимость логического решения возникает там, где человек обязан передать найденное им решение другому (или же сделать аналогичный отчет себе). При этом главную роль в творческом решении задачи следует отвести именно процессу взаимодействия субъекта с объектом, которое направляется определенной, сознательно поставленной целью. В процессе этого взаимодействия получается определенный результат который характеризуется неоднородностью: в нем имеется прямой (осознаваемый) и побочный (неосознаваемый) продукт. Прямой продукт отвечает сознательно доставленным целям, побочный «возникает помимо сознательного намерения, складывается под воздействием тех свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но несущественны с точки зрения сознательно поставленной цели». Неосознаваемый опыт содержит в себе ключ к решению задачи.

Осваивая профессию, человек постоянно решает творческую задачу, заключающуюся в том, как наиболее эффективно достичь цели профессиональной деятельности. Вместе с тем действуя (выполняя деятельность), человек постоянно принимает решения о том, что он должен делать, как и когда. Каждый и а этих вопросов, отмечал П.К. Анохин, представляет собой фактор выбора. Определяя решение как выбор, мы затрагиваем только одну его сторону. Другой его стороной является процесс интеграции.

Имеющиеся в настоящее время данные позволяют вычленить параметры, определяющие специфику процессов принятия решения в зависимости от их места в структуре деятельности:

1) Для каждого блока деятельности различаются ведущие детерминанты процессов решения. Так, для мотивационного блока ими являются в основном социально обусловленные факторы: уровень притязаний, оценка со стороны референтной группы, престижность профессии. Для блока формирования программ деятельности ведущими являются такие детерминанты, как полнота информационной основы деятельности, наличие сформированных алгоритмов действий.

2) Содержание решаемых задач, вид неопределенности, преодолеваемой в процессе решения, в каждом блоке деятельности неодинаков. Например, выбор профессии человеком связан с преодолением неопределенности на личностно-мотивационном уровне. При этом неопределенность имеет ярко выраженную прагматическую окрашенность. Формирование программы деятельности предполагает снятие неопределенности на операцинном уровне.

3) На процессы решения, относящиеся к разным блокам системы деятельности, существенное влияние оказывает такой важный параметр, как значимость вырабатываемых решений для личности.

4) Специфика процессов решения определяется степенью развернутости и преобладания психических процессов, лежащих в основе формального акта выбора одной альтернативы из нескольких. Выделяют по крайней мере три типа решений: волевые (имеют место в ситуациях конфликта противоположных тенденций), интеллектуальные (имеют место тогда, когда на первый план выступает задача нахождения в ситуации скрытых, неявных альтернатив) и эмоциональные (всякое предпочтение, выбор, который строится прежде всего на основе эмоциональных механизмов).

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru