Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация»

Информация » Исследование психологических особенностей личности младших школьников с различной степенью школьной дезадаптации » Теоретические подходы к рассмотрению понятия «школьная дезадаптация»

Страница 3

Согласно педагогическому подходу, ШД – это социально-

педагогическое явление, в формировании которого определяющее значение имеют педагогические и школьные факторы.

Г. Кумарина выделяет два аспекта ШД на педагогическом уровне: деятельностный (проблемы ребенка в учении) и отношенческий (проблемы школьника в освоении новой для него социальной роли - ученика). Развитие ШД как в деятельностном, так и в отношенческом плане осуществляется поэтапно. В деятельностном плане выделяются следующие этапы: 1) первичные трудности в учении; 2) пробелы в знаниях; 3) отставание в усвоении материала по одному или нескольким предметам; 4) частичная или общая неуспеваемость; 5) отказ от учебной деятельности [13].

В отношенческом плане отрицательная динамика выражается в следующих этапах: 1) появление первичного напряжения в отношениях ребенка с учителями и родителями на основе учебной неуспешности; 2) возникновение смысловых барьеров между ребенком и взрослыми; 3) перерастание смысловых барьеров в эпизодические конфликты; 4) систематические конфликты; 5) разрыв личностно значимых для ребенка отношений.

По данным статистики и учебные, и отношенческие проблемы являются достаточно устойчивыми и с годами ещё более усугубляются. Согласно опросам школьников лишь 20% из них чувствуют себя в школе. Более чем у 60% отмечается неудовлетворенность, что характеризует неблагополучие в отношениях, складывающихся в школе. Кроме того, испытывают трудности в усвоении программного материала 30-40% младших школьников [5, с.40-42].

Г. Кумарина также выделяет следующие педагогические причины ШД детей риска: 1) Несоответствие школьного режима и санитарно-гигиенических условий обучения психофизиологическим особенностям детей. Санитарно-гигиенические условия, существующие в обычных школах и ориентированные на здорового ребенка, оказываются для детей риска неадекватными; 2) Несоответствие темпа учебной работы возможностям детей риска: они отстают в 2-3 раза от своих сверстников по темпу деятельности, в результате чего материал часто оказывается неусвоенным; 3) Преобладание отрицательной оценочной стимуляции. Дети группы риска, в силу своих особенностей (медлительность, повышенная утомляемость, отвлекаемость и др.), в обычном классе оказываются в неблагоприятной ситуации: получают наибольшее количество замечаний, отрицательных оценок со стороны учителя. Что в свою очередь сопровождается повышением тревожности. Рост учебных неудач ведет к тому, что одноклассники начинают относиться к таким детям пренебрежительно, в результате чего у них усиливается чувство внутреннего дискомфорта, неполноценности. А последствия этих изменений оказываются неблагоприятными для их социального развития [13, с 117].

Вышеприведённые факторы свидетельствуют о том, что источником ШД является школьная среда, а именно те требования, которые она предъявляет к школьнику, не способному без ущерба для себя на них ответить.

Социально-психологический подход. В основе данного подхода лежат социально-психологический и семейный факторы. Согласно этому подходу, школьная дезадаптация – это социально-психологическое явление, суть которого состоит в том, что ребенок не может найти в пространстве школьного обучения «своё место». Не успешность в учебной деятельности, неблагополучие в отношениях с личностно-значимыми людьми негативно влияют на ребенка и оказывают существенное влияние на формирование его характера, жизненных установок.

Адаптационные нарушения на психологическом уровне включают несколько этапов. На первом этапе у ребенка возникает чувство тревожности, незащищенности, уязвимости в ситуациях, связанных с учебной деятельностью. При этом проявляется пассивность на уроках, напряженность, скованность при ответах и даже малейшее замечание учителя способно вызвать у ребенка растерянность и слезы.

На втором этапе вступает в действие инстинкт самосохранения. Поскольку ребенок не может изменить сложившуюся ситуацию, то он начинает инстинктивно защищаться от сверхвысоких для него нагрузок, от непосильных требований. Первоначальное напряжение снижается благодаря изменению отношения к учебной деятельности, которая перестает рассматриваться как значимая.

Третий этап адаптационных нарушений характеризуется тем, что у ребенка проявляются и закрепляются различные психозащитные реакции, т.е. на уроках он постоянно отвлекается, занимается посторонними делами, игнорирует замечания учителя и т.д.

Четвертый этап адаптационных нарушений: не престижное положение в школьной среде способствует тому, что ребенок начинает прибегать к различным способам протеста. Различают способы активного и пассивного протеста. Реакция активного протеста выражается в том, что ученик нарушает дисциплину на уроке, постоянно вступает в конфликты с одноклассниками, часто проявляет гнев и раздражительность. По мере взросления школьник утверждается в каком-то другом виде деятельности, замещающем учение и являющимся для него личностно-значимым. При этом, данная деятельность может иметь как социальную, так и асоциальную направленность. Реакция пассивного протеста проявляется в том, что ребенок редко поднимает руку на уроке, на перемене предпочитает находиться в стороне от всех. В эмоциональной сфере преобладает депрессивное настроение, страхи. Не получая радости и удовлетворения от жизни в школе и дома эти дети ищут её в каком-то другом занятии, порой далеко не безобидном [13, с.119].

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru