Возрастные особенности креативности

Информация » Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения » Возрастные особенности креативности

Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.

Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.

Возможности проявления креативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды.

Сутью креативности является создание субъективно нового независимо от его оценки.

В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость).Но способности не теряются[8,с.18-85].

Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%[8,с.18-85].

В подростковом возрасте формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: самый яркий всплеск способностей отмечается к возрасту 10 лет, а второй всплеск – в юношеском возрасте. Нижней границей первого уровня является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, находя решение задачи, на этом не останавливается и ищет дополнительные решения, что приводит к нахождению других способов решения. Следующий креативный уровень характеризуется тем, что закономерность, которая найдена самостоятельно, не выступает как прием решения, после которого задача откладывается, а рассматривается как новая проблема. Первое выявление этого уровня отмечается в 10 лет.

Для креативности, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если этому способствует среда. Сенситивным периодом для креативности является дошкольный возраст ребенка[8,с.18-85].

Итак, креативность, как и любой другой процесс, не стоит на месте: она может как развиваться, так и деградировать. С возрастом уровень креативности снижается, потому что с взрослением у человека нарастает ригидность.

Проявление креативности имеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. В эти возрастные периоды креативность проявляется наиболее ярко.

Для того чтобы оценить уровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, с помощью которых оценивается креативность. Именно эти критерии и методы мы изучим в следующем разделе.

Интересные материалы:

Основные правила нейтрализации уловок-манипуляций
Знание механизма функционирования различных уловок поможет деловому человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных партнеров. Существует несколько способов нейтрализаци ...

Влияние авторитета руководителя на развитие дисциплинированности у сотрудников
Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины о ...

Изоморфизм физического, физиологического и феноменального полей
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (гештальтизм) — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Выдвинула программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, первичных по отношению к своим компонента ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru