Возрастные особенности креативности

Информация » Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения » Возрастные особенности креативности

Возрастные особенности креативности необходимо изучить, для того, чтобы глубже проникнуть в сущность этого явления.

Креативность медленно и постепенно развивается из более простых форм. На каждой возрастной стадии она имеет свое выражение, каждому периоду свойственна своя ее форма.

Возможности проявления креативности у людей не одинаковы в различные возрастные периоды.

Сутью креативности является создание субъективно нового независимо от его оценки.

В детском возрасте креативность проявляется более ярко. Но с возрастом потребности в проявлении креативности уменьшаются, так как взросление требует более жестких форм поведения. Человеку свойственна нарастающая ригидность (жесткость).Но способности не теряются[8,с.18-85].

Чтобы войти в общество, социализироваться, ребенок должен пожертвовать своей уникальностью. Оригинальность решения задач снижается – оригинальность ответов в 4 года отмечается у 50% детей, число их падает в два раза в начале посещения школы, и только в подростковом периоде снова возрастает до 50%[8,с.18-85].

В подростковом возрасте формирование творческих способностей идет не линейно, а имеет два наиболее ярко выраженных пика: самый яркий всплеск способностей отмечается к возрасту 10 лет, а второй всплеск – в юношеском возрасте. Нижней границей первого уровня является дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок, находя решение задачи, на этом не останавливается и ищет дополнительные решения, что приводит к нахождению других способов решения. Следующий креативный уровень характеризуется тем, что закономерность, которая найдена самостоятельно, не выступает как прием решения, после которого задача откладывается, а рассматривается как новая проблема. Первое выявление этого уровня отмечается в 10 лет.

Для креативности, как и для многих других психологических качеств, существует сенситивный период – ограниченный отрезок времени, в течение которого это качество проявляется особенно интенсивно, если этому способствует среда. Сенситивным периодом для креативности является дошкольный возраст ребенка[8,с.18-85].

Итак, креативность, как и любой другой процесс, не стоит на месте: она может как развиваться, так и деградировать. С возрастом уровень креативности снижается, потому что с взрослением у человека нарастает ригидность.

Проявление креативности имеет два пика: в возрасте 10 лет и в юношеском возрасте. В эти возрастные периоды креативность проявляется наиболее ярко.

Для того чтобы оценить уровень проявления креативности, необходимо знать критерии оценки и методы, с помощью которых оценивается креативность. Именно эти критерии и методы мы изучим в следующем разделе.

Интересные материалы:

Конфликт – как социальный феномен
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии конфликт определяется как "столкновение противоположн ...

Исследование индивидуальности супругов
Результаты индивидуально-психологического обследования можно использовать в консультировании двояко: для установления меры личностной совместимости супругов и для информирования супругов об их личностных особенностях. При дифференциально ...

Психологические условия и феноменологический подход в психологии к задаче введения в профессию «Психолог»
Сегодня перед психологией профессионализма стоит актуальная задача изучения взаимопереходов, связей, единства трех сторон профессиональной жизнедеятельности. Принципиально, что и отдельные стороны, и обозначенная взаимосвязь могут быть по ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru