Понятие креативности
Существует несколько понятий креативности, но все они связаны с одаренностью и творческими способностями.
В раличных словарях дается различная трактовка этого понятия. Например, в большом толковом психологическом словаре под редакцией Артура Ребера дается такое определение:
Креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми [2].
В кратком психологическом словаре под редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. дана следующая трактовка данного понятия:
Креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности[5].
В словаре под редакцией Копорулиной В.Н. я нашла другое определение:
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации[10].
Наколаева Е.И. дает свое определение понятию «креативность»:
Креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности[8,с.18-85].
При дальнейшем рассмотрении вопроса о креативности, мы будем опираться на определение, данное в кратком психологическом словаре под редакцией ПетровскогоА.В. и Ярошевского М.Г., о том, что креативность – это творческая одаренность. Поэтому для более подробного определения понятия «креативность» необходимо рассмотреть причины, обусловливающие одаренность и структуру данного явления.
С физиологической точки зрения креативность связана с различной активацией правого полушария мозга, так как большинство мозговых структур, которые участвуют в восприятии и порождении различных образов, локализовано в правом полушарии мозга. Правое полушарие всегда оказывается более вовлеченным в порождение ментальных образов, чем левое. Об этом свидетельствуют эксперименты, в результате которых было выяснено, что при решении задач креативные люди проявляют большую активность правого полушария, а некреативные – равную активацию обоих полушарий.
К причинам, обусловливающим креативность необходимо отнести наследственность. Но нельзя влияние этого фактора рассматривать в отрыве от влияния другого фактора – раннего обучения, то есть чем раньше у ребенка будут развивать творческие способности, тем гениальнее будет этот ребенок[8,с.18-85].
Другим фактором влияния на проявление креативности является среда. Факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, разрушить влияние наследственности.
В меньшей степени влияют на творческие способности человека стили семейного воспитания.
Похвала, особенно очень частая, снижает качество и легкость мышления, снижает способность ребенка добиваться новых результатов. Чрезмерная помощь взрослого при решении какой-либо задачи, также снижает гибкость мышления, что приводит к снижению проявления креативности[8,с.18-85].
Для повышения степени проявления у ребенка креативности необходимо давать ребенку возможность делать выбор самостоятельно (дать ему психологическую свободу), повышать его самооценку, снижать наказание за проступки и всячески поддерживать его исследовательскую активность. Креативность развивается у ребенка тогда, когда ему при решении задачи не дают инструкции и образца действий.
Интересные материалы:
Психоаналитическое лечение психосоматических симптомов
Существует фундаментальное различие между психосоматическими и психоневротическими симптомами. Несмотря на то, что защитные механизмы играют определенную роль в психосоматических состояниях, сам характер этой роли противоречив, а психосом ...
Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности
у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и разв ...
Особенности познавательных процессов у детей с ЗПР
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР широко освещены в психолого-педагогической литературе (В.И. Лубовский, Т.П. Артемьева, С.Г. Шевченко, М.С. Певзнер и др.). Несмотря на большое количество классификаций, которые предлагали разли ...