Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

Информация » Игра как средство развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста » Средства развития словесной памяти у детей младшего школьного возраста

Страница 1

Развитие словесной памяти у детей

начинается обычно с 5—7 лет, иногда еще позднее — только с 9—13 лет (данные С.Рубинштейна и Комм). В младшем школьном возрасте перед ребенком еще не возникают задачи запомнить что-либо для воспроизведения в будущем. Вначале словесное запоминание и воспроизведение возникают при выполнении ребенком каких-либо поручений или заданий, особенно если они непосредственно связаны с основным видом деятельности детей этого возраста — игрой. Интерес к игре способствует развитию словесной памяти, так как создает сильное эмоциональное подкрепление для запоминания и воспроизведения требуемых действий. Как показало исследование Истоминой, словесное запоминание младшими школьниками даже небольшого числа слов гораздо лучше происходит в условиях игры (когда дети запоминают слова для выполнения определенных «игровых поручений»), чем тогда, когда им предлагают просто запомнить слова[9,c.94].

Отличительной чертой детской памяти является ее наглядно-образный характер. Ребенок лучше запоминает предметы и картины, а из словесного материала — преимущественно образные и эмоционально действующие рассказы и описания. Отвлеченные понятия и рассуждения, как плохо еще понимаемые, не запоминаются маленькими детьми. В силу ограниченности жизненного опыта у детей еще недостаточно развиты отвлеченные связи, и их память опирается главным образом на наглядно воспринятые отношения предметов. Преобладание у детей наглядно-образной памяти не означает отсутствия у них словесной памяти. Напротив, последняя развивается быстро, но для своего функционирования требует постоянного подкрепления со стороны непосредственных (предметных) раздражителей[12,c.100].

Совершенно неверно утверждение некоторых зарубежных психологов (Мсйман и другие), что до подросткового возраста (до 12—13 лет) высоко развита лишь

механическая память. В действительности это совсем не так. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта. Если в первые два-три года жизни временных связей у детей еще мало, то в дальнейшем, по мере развития речи и накопления опыта, количество и степень систематизированности связей резко возрастают. Благодаря этому одно и то же внешнее впечатление связывается со многими другими, результатом чего является большая прочность памяти и все растущая осмысленность ее. К механическому запоминанию дети прибегают лишь тогда, когда они затрудняются понять материал. Такое запоминание и у детей дает худшие результаты, чем осмысленное запоминание. Некоторое исключение составляет лишь заучивание хорошо ритмизированного бессмысленного материала (например, различных скороговорок, считалок и т. п.), запоминание которого облегчается ритмом произнесения, помогающим лучшей дифференцировке отдельных частей материала. Во всех остальных случаях бессмысленный материал запоминается детьми даже хуже, чем взрослыми. Так, исследование запоминания бессмысленных слогов детьми и взрослыми показало, что дети 7—12 лет запоминают их в 2—2,5 раза меньше, чем взрослые (данные Леонтьева)[7,c.561]. Это объясняется тем, что у взрослых имеется больше различных ассоциаций, благодаря чему они чаще связывают бессмысленный материал с чем-либо осмысленным.

В школьном возрасте под влиянием систематического воспитания и обучения развитие словесной памяти продолжается. При этом наблюдается не только количественное увеличение объема и скорости запоминания и воспроизведения, но и ряд качественных изменений памяти. Значительно увеличивается, прежде всего, роль второй сигнальной системы. Это сказывается в усилении роли преднамеренного запоминания, без которого невозможно выполнение ни одного школьного задания, и во все убыстряющемся развитии отвлеченной, словесной памяти[16,c.58].

Определенно положительную роль, (как показали опыты К. Мальцевой, в которых картинки были заменены словами) играют у школьников словесные опоры. Особенно возрастает их роль в тех случаях, когда они придумываются самими учащимися, а не даются им в готовом виде. В связи с общим умственным развитием учащихся у них возрастает и роль логической обработки (систематизации и обобщения) материала — разбивки его на отдельные части, выделения наиболее важных из них, установления связи с предыдущим материалом и т. д. Такая смысловая обработка материала значительно облегчает запоминание; вместе с тем она позволяет учащимся воспроизводить не только буквально (как это обычно наблюдается при отсутствии такой предварительной работы над текстом), но и «своими словами»[4,c.45].

Исследования показали полную возможность использования этих приемов учащимися, начиная с младших классов школы. Однако первоначальное применение их бывает сопряжено с некоторыми трудностями. Младшие школьники часто затрудняются, например, в правильной разбивке текста на отдельные, логически связанные между собой части, делают это неточно, разбивая текст на очень дробные части. При задании связать материал с уже известным из прошлого опыта они отмечают главным образом сходство и реже — различие. Однако при наличии руководства со стороны учителя применение этих приемов становится все более доступным и успешным. Усвоение всех указанных способов запоминания происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяет им учитель, который должен знакомить учащихся с наиболее рациональными приемами запоминания и припоминания. Применение рациональных методов запоминания — важнейшее условие развития и воспитания памяти[7,c.385].

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Определение и сущность понятия «временная перспектива» личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли “течение” времени или же это лишь иллюзия человеческого р ...

Прямые неимперативные формы воздействия
К прямым неимперативным формам воздействия относятся просьба, предложение (совет) и убеждение. Просьба. Этот метод используют, когда не хотят придавать воздействию официальный характер или когда кто-то нуждается в помощи. Во многих случа ...

Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению
Само представление о силе, по мнению Ф.Энгельса, возникает у человека потому, что он обладает средствами, необходимыми для выполнения движения. “Средства эти могут, в известных пределах, быть приведены в действие нашей волей…”. [13]. Пре ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru