Типы фрустрационных реакций
-двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные реакции;
-апатия ( один из детей в фрустрирующей ситуации лег на пол и смотрел в потолок);
-агрессия и деструкция;
-стереотипия — тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
-регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения или падение «качества исполнения».
Степень фрустрации (ее вид) зависит от того, насколько человек был подготовлен к встрече с барьером.
Два основных направления реакций:
- агрессия,
- отступление.
Агрессия – одно из ярко выраженных стенических и активных явлений фрустрации
Отступление:
физическое (сильный противник) или психологическое (я был не прав). Осознанное отступление – сдерживание себя.
Неосознаваемое отступление – подавление.
Сублимация.
Рационализация – когнитивное оправдание.
Фантазия – иллюзия выхода из ситуации (мечтания).
Фиксация – парализуется вся деятельность.
Регрессия – шаблонная реакция. Каждая личность характеризуется индивидуальной комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями.
Эти приемы можно рассматривать как формы адаптации.
Интересные материалы:
Общие и специальные способности
Стремление показать уникальность отдельных профессий с точки зрения их обусловленности личностными качествами привело к многочисленным исследованиям в области педагогических, музыкальных, организаторских способностей, но это не прояснило ...
Проявления пессимизма у детей и подростков "группы риска"
Ребенок, проживающий в условиях постоянного стресса, испытывает травмирующие переживания, которые не только доставляют страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика. Общее физическое и психическое развитие детей и подростков & ...
Социальный стереотип как психологическое явление
Впервые термин "стереотип" был введен в общественные науки в 20-е годы ХХ века в США, когда возникла необходимость изучения и объяснения законов функционирования массового сознания. Основателем концепции стереотипного мышления и ...