Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Информация » Влияние уровня тревожности на профессиональное самоопределение старшеклассников » Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Страница 3

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии.

Ряд исследователей придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой- характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

Самоопределение — это всегда утверждение собственной позиции в проблемной ситуации. Профессиональное самоопределение предполагает выработку собственной позиции в ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности. Чтобы определиться в проблемно-ориентационной ситуации, личности нужно соотнести свои потребности, позиции, интересы, мечты с собственными возможностями: подготовленностью, способностями, эмоционально-волевыми качествами, состоянием здоровья. Возможности, в свою очередь, необходимо соотнести с требованиями профессионального учебного заведения, профессии, специальности, конкретной трудовой функции.

В нашем обществе делать профессиональный выбор не так просто именно потому, что оно предоставляет каждому огромные возможности для этого. Однако чем шире возможности для выбора, тем труднее его сделать. Для того, чтобы осуществить его, принять решение о том, "кем я буду", необходимо для начала хотеть сделать такой выбор.

Ситуация сейчас такова, что часть старшеклассников не только не спешат определить свою будущую профессию (до половины старшеклассников понятия не имеют о том, кем они будут), но и вообще не считают нужным это делать. В результате некоторые выбирают профессию скорополительно или по подсказке. Выбрать профессию действительно очень трудно. Для этого в идеале необходимо следующее:

1) иметь представление о себе самом, своих интересах и способностях, о своих сильных и слабых сторонах. Важно осознать как тебя воспринимают другие;

2) узнать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии. Обычно перечень известных человеку профессий складывается стихийно: профессии родителей, своих и одноклассников, знакомых семьи, соседей и т.д. , профессии, о которых более или менее случайно узнают из книг, кинофильмов, прессы, радио, телевидения.

И эти названия обычно достаточно обобщенные, так что трудно понять, что сказывается за одной и той же "вывеской". Но даже тогда, когда юноша или девушка имеют знания о том, что представляет собой интересующая их профессия, даже тогда их выбор может оказаться совсем не верным. Представляя себе профессию, они могут не представлять себе то, на сколько они сами пригодны для этой профессии. Многие из старшеклассников об этом даже не задумываются: они считают свою пригодность чем -то само собой разумеющимся. А другие думают об этом, порой много, иногда мучительно. Но не редко их выводы не соответствуют действительности, так как у них может быть не правильное представление о самих себе. Они могут переоценивать свои данные, необходимые для занятия той или иной профессии. И тогда их полоса неудач и разочарований. Но они могут и недооценивать свои возможности и отказаться от привлекающей их профессии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru