Понимание межличностных отношений в психологии
А) Убеждение. Это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает такое изменение сознания собеседника или аудитории, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней.
Б) Психическое заражение. Оно «осуществляется через восприятие психических состояний, настроений, переживаний» [5, с. 6]. Дети особенно легко поддаются заражению, так как еще не имеют твердых жизненных убеждений, жизненного опыта, обладают способностью легко приспосабливаться, принимать различные установки.
В) Подражание. Направлено на воспроизведение ребенком внешних черт поведения, либо внутренней логики психической жизни другого значимого человека.
Г) Внушение. Происходит при доверии к сообщениям говорящего и порождает готовность действовать в соответствии с присвоенными установками. Дети также особенно чувствительны к внушению, так как учителя и родители в их глазах обладают авторитетом, поэтому знают, как нужно думать и поступать.
В подавляющем числе случаев межличностные отношения людей, почти всегда оказываются вплетенными в деятельность и рассматриваются как общение. Без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. Важной составляющей межличностных отношений является также межличностная перцепция или межличностное восприятие, которое определяется как понимание и оценка человека человеком. В сравнении с оценкой неодушевленных предметов межличностная перцепция отличается большей пристрастностью, здесь ярче выражена оценочная и ценностная окраска. Важная особенность – это восприятие не только качеств человека, но и восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми. Изучению межличностной перцепции больше внимания уделяется социология, которая выделяет следующие механизмы:
- идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;
- рефлексия социально-психологическая – понимание другого человека путем размышления за него;
- эмпатия – понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;
- стереотипизация – восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы.
В настоящее время предпринимаются попытки составить более универсальные механизмы межличностной перцепции, однако каждая из психологических школ, претендующая на это, не смогла удовлетворительно решить данный вопрос.
Межличностные отношения не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей.
Интересные материалы:
Анализ основных подходов к классификации видов памяти
Память является основой психической деятельности. Без нее невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений ...
Психоанализ
Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений психологии. С одной стороны, активно развивается психоанализ - школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывалс ...
Психический конфликт - как столкновение желаний
Часть личности отстаивает определенные желания, другая противится этому и отклоняет их. Без такого конфликта не бывает невроза. Наша душевная жизнь беспрерывно потрясается конфликтами, которые мы должны разрешать. Следовательно, для того ...