Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Отклонения в развитии в связи с недостаточностью зрения и слуха

Страница 2

4) Неравномерность развития ребенка с сенсорным дефектом. Если у здорового ребенка гетерохрония (неравномерность развития) является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с сенсорной аномалией наблюдается несоответствие в формировании отдельных систем, тормозящее общее развитие. Так, если у здорового ребенка в основе игровой деятельности лежат хорошо знакомые предметные действия, то у слепого игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики создает, своеобразие игровой деятельности слепого ребенка. Она осуществляются в виде примитивных манипуляций и однообразно повторяемых движений.

Но при этом сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Т.е. максимально бедный моторный компонент игры сосуществует с гораздо более сложной и изолированной вербальной продукцией. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения (Л.И. Солнцева, 1978).

5) Недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации (В.И. Лубовский,1978). При этом страдает усвоение не только информации, связанной с пораженным анализатором. Но имеются затруднения в скорости и объеме информации, поступающей через сохранный анализатор. Так, у глухих детей младшего возраста отмечается замедленность восприятия и зрительной информации.

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления - процессов обобщения и отвлечения.

3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается "шестое чувство" - способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.

Также наблюдается гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир (интровертированность), нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истероидных свойств личности нередко усиливается неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящую формирование социальной адаптации. Однако, эти эмоциональные и личностные расстройства особенно часто в неадекватных условиях обучения и воспитания, а также при наличии врожденных особенностей личности (психопатии); цереброорганических поражениях, предрасполагающих к данным отклонениям.

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Социально-психологические проблемы личности пожилых людей в современном обществе
Как указывалось выше, проблемы пожилых в современном обществе рассматриваются обычно как следствие индустриализации и урбанизации. По мнению Т. Харевен, такие объяснения достаточно упрощенны. Она предлагает изучать проблемы старения в свя ...

Феномены кажущегося движения
Все теории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает ...

Жесты в разных культурах
Проблема межкультурного соответствия жестов тесно связана с интерпретацией невербального текста одной культуры носителями другой и с проблемой переводимости. Хотя в невербальных компонентах человеческой коммуникации в разных культурах бол ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru