Личность слепых

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Личность слепых

Страница 1

Личность слепого зависит от его наследственных особенностей, условий воспитания и обучения. Слепой ребенок - это особый тип личности, поэтому между ним и родителями с периода новорожденности уставляется определенная эмоциональная напряженность, связанная, в частности, с чувством вины и депрессионным настроением, возникающими у родителей. Это вызывает дополнительную эмоциональную изоляцию ребенка, психологическое отдаление его от родителей.

Слепой ребенок формирует особое эмоциональное отношение к себе: в нем видят больного ребенка, требующего постоянной заботы (гиперопека). Это вызывает безразличие к людям, эмоционально нейтральное отношение к своему будущему, апатию, снижение настроения, общей психической активности, утрату интереса к деятельности.

Недостаточность зрения обуславливает малоподвижный образ жизни, недоразвитие моторной системы, дети становятся инертными в физическом отношении, быстро утомляются. В результате они считают себя физически неполноценными, значительно отличающимися от окружающих людей. Вследствие этого они теряют интерес к учебе, возникает астеническое или депрессивное состояние.

Стремление компенсировать имеющаяся аномалия зрения вызывает желание добиться равенства отношений со зрячими. Это обуславливает формирование таких черт личности как тщеславие, повышенная обидчивость, скрытность. Одновременно формируются психологические механизмы защиты. Адекватной компенсацией является стремление к развитию эстетического чувства, художественного воображения; занятия музыкой, пением и т.д.

Патохарактерологическое развитие личности у слепых наблюдается на фоне наследственной отягощенности, церебро-органической недостаточности, врожденных особенностей личности, соматических заболеваний и т.д. Патогенное воздействие различных психогенных факторов вызывает появление патологических изменений личности. При этом выделяют три типа отклонений: невротический, аутистический, возбудимый.

1) Невротический тип.

Характеризуется более благоприятным развитием личности. Декомпенсация состояния происходит под влиянием патогенных соматических или психогенных факторов.

А - астенический вариант. Развивается чаще у слепых от рождения. Они меньше переживают сам факт слепоты, но у них отмечается быстрая утомляемость при физической или умственной работе. Они легко раздражаются, настроение пониженное; часто беспокоят головные боли, нарушения сна. Для компенсации создают щадящий режим работы и отдыха.

Б - тревожно-мнительный. Слепота чаще возникает в раннем детстве (до 3 лет). Дети отличаются повышенной мнительностью, впечатлительностью, обостренным чувством ответственности. В подростковом возрасте начинают болезненно воспринимать свою физическую недостаточность. Типичны различные страхи, повышенная тревожность. Настроение значительно зависит от внешних факторов, что сопровождается снижением работоспособности.

В - истерический вариант. Обычно в детстве имели остаточное зрение нарушения, которого постепенно прогрессировали, и к 16-20 годам наступала слепота. С раннего детского возраста отмечалась своеобразная инфантильность, капризность, наклонность к истерическим реакциям. В школьном возрасте присоединялись чрезмерное фантазирование, демонстративное поведение. Декомпенсация усиливается к юношескому вoзpacту, когда появляется демонстративность, вычурность поведения, эгоцентричность, стремление вызвать сочувствие. Эмоционально устойчивы, но очень сензитивны, внушаемы.

Г - ипохондрический вариант. Максимальная декомпенсация развивает к 18-20 годам на фоне обострения различных заболеваний. Характерна астеничность, повышенная утомляемость, жалобы на различные неприятные ощущения в теле, в разных органах; страх различных болезней.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Организация работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих к воинской среде и условиям службы по призыву
Проанализировав научные данные и подходы к проблеме средовой адаптации военнослужащих, используя полученные нами в ходе специального исследования результаты, мы считаем необходимым сформулировать определенные рекомендации по повышению эфф ...

Определение понятия ожидания в межличностных отношениях
Прежде чем начать изучение феномена ожидания, определим его значение в психологии. В наиболее широком смысле социальные ожидания понимаются как "элемент социальной психики, который является следствием социального взаимодействия" ...

Функции поз в акте коммуникации и в языке тела
Сходство или тождество поз у собеседников в актуальной коммуникации может свидетельствовать как о близости их взглядов или точек зрения на обсуждаемую тему, так и – в случае вхождения собеседников в одну социальную группу – о сходстве исп ...

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru