Социальная депривация
Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии социальной изоляции ребенок испытывает чувство одиночества, ощущения повышенной тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.
К. Рубиным предложена социоэмоциональная модель регуляции поведения
, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется с участием трех уровней: внутриличностных, межличностных и макросистемных взаимодействий.
1. Внутриличностные взаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психо-физиологические процессы. Сложности детского темперамента (повышенная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают негативные эмоциональные реакции родителей по отношению к ребенку, приводят к социальной изоляции. Наоборот, детские страхи, тревожность, излишняя подвижность, повышенная возбудимость могут быть преодолены за счет заботливого ухода и чуткого отношения со стороны родителей.
2.Межличностные взаимодействия. Оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на потребности, чувства детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется базисное доверие к миру, отмечается усиление его активности в исследовании окружающего мира.
В случае негативных межличностных взаимодействий, когда родители не понимают особенности мотивации своего ребенка; проявляют негативные эмоциональные реакции, у него не возникает доверия к миру. При этом угнетается познавательная активность, снижается самооценку, что приводит к ограничению контактов со сверстниками и взрослыми. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности.
3. Макросистемные взаимоотношения – это, в частности, экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Наличие изменений любых из приведенных психологических взаимодействий вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения.
Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации
. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Автор выделяет три типа нарушений:
1. Характеризуется низкой мотивацией приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса детей к предметному миру. Но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма, интроверсия).
2. Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом: наблюдение за другими издалека или одиночная игра неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются повышенной осторожностью, тревожностью; они обычно скованные, застенчивые, особенно в отношениях с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой поведения ребенка, обидой или сверхконтролем взрослых.
Интересные материалы:
Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере
учреждений Республики Башкортостан
психотерапевтический социализация специализированный учреждение
В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики.
Первым шагом на пути создания республика ...
Понятие романтических отношений в современной психологии
Не только у различных психологических школ, но даже у отдельных исследователей взгляды на понятие романтической любви как психологического явления очень рознятся.
Зигмунд Фрейд считал, что любовь – это инстинкт, а вся человеческая жизнь ...
Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических
исследованиях
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. ...