Социальная депривация

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Социальная депривация

Страница 1

Она вызывается неблагоприятными условиями жизни и воспитания, следствием которых являются нарушения сенсорного развития, общения с окружающими, задержка умственного развития с формированием соответствующих свойств личности. В состоянии социальной изоляции ребенок испытывает чувство одиночества, ощущения повышенной тревожности, чувство небезопасности, внутреннего напряжения, дискомфорта, страха перед окружающим миром.

К. Рубиным предложена социоэмоциональная модель регуляции поведения

, анализирующая трудности, возникающие при взаимоотношении ребенка с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется с участием трех уровней: внутриличностных, межличностных и макросистемных взаимодействий.

1. Внутриличностные взаимодействия рассматриваются через особенности темперамента ребенка, в основе которого лежат врожденные психо-физиологические процессы. Сложности детского темперамента (повышенная возбудимость, плохой сон, частый плач) вызывают негативные эмоциональные реакции родителей по отношению к ребенку, приводят к социальной изоляции. Наоборот, детские страхи, тревожность, излишняя подвижность, повышенная возбудимость могут быть преодолены за счет заботливого ухода и чуткого отношения со стороны родителей.

2.Межличностные взаимодействия. Оцениваются как опыт общения ребенка с родителями, который интерпретируется в терминах надежных или ненадежных взаимоотношений. В первом случае родители внимательно и адекватно реагируют на потребности, чувства детей, умеют предвидеть последствия их поступков, поддерживают их уверенность в себе, в межличностных отношениях. В этом случае у ребенка формируется базисное доверие к миру, отмечается усиление его активности в исследовании окружающего мира.

В случае негативных межличностных взаимодействий, когда родители не понимают особенности мотивации своего ребенка; проявляют негативные эмоциональные реакции, у него не возникает доверия к миру. При этом угнетается познавательная активность, снижается самооценку, что приводит к ограничению контактов со сверстниками и взрослыми. Чрезмерная опека родителей является одной из причин возникновения у ребенка психологической зависимости от них, страх перед новыми проблемными ситуациями, что закрепляет чувство незащищенности.

3. Макросистемные взаимоотношения – это, в частности, экономическое положение семьи, образование родителей и характер социально-психологических взаимоотношений в семье. Нарушения этих взаимодействий, семейные кризисы приводят к неадекватному поведению родителей по отношению к ребенку. Наличие изменений любых из приведенных психологических взаимодействий вызывает социальную депривацию и вторичные психические отклонения.

Дж. Эйсендорфом предложена мотивационная теория социальной депривации

. Отклонения в социальном развитии рассматриваются через механизмы мотивации приближения и мотивации избегания. Нарушения во взаимодействии этих мотивов приводят к возникновению трудностей в общении. Автор выделяет три типа нарушений:

1. Характеризуется низкой мотивацией приближения, когда дети предпочитают находиться отдельно от других людей. Проявляется в раннем возрасте одиночной конструктивной и исследовательской активности ребенка. Наличие низкой мотивации приближения обусловлено преобладанием интереса детей к предметному миру. Но ее сохранение в школьном возрасте может свидетельствовать об отклонении в развитии (синдром аутизма, интроверсия).

2. Конфликт мотивации приближения и избегания выражается в том, что дети хотят общаться с другими людьми, но по какой-то причине избегают общения, особенно в новых ситуациях. Может сопровождаться поведенческим компромиссом: наблюдение за другими издалека или одиночная игра неподалеку от группы сверстников. Эти дети отличаются повышенной осторожностью, тревожностью; они обычно скованные, застенчивые, особенно в отношениях с незнакомыми. Может вызываться негативной оценкой поведения ребенка, обидой или сверхконтролем взрослых.

Страницы: 1 2

Интересные материалы:

Проблема конфликтов в философских, психолого-педагогических и социологических исследованиях
Изучению проблемы конфликтов посвящены исследования ряд выдающихся философов, общественных деятелей, психологов, педагогов, социологов таких, как: 3.Фрейд, У. Мак-Дуглас, К. Лоренс, К. Левин, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Зиммель, Л. Козер, К. ...

Барьеры речи и языка
Барьер речи может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенн ...

Методы профориентации
В профессиональной ориентации молодежи используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Это ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru