Индивидуальность

Информация » Коррекционная педагогика. Возрастная психология » Индивидуальность

Страница 3

- Кризис разобщения (11-18 мес.; средний - 1 г.). Кризис основных психологических процессов (аффективно-интерактивных), психофизиологическое разобщение ребенка с матерью, структуирования объектного сознания, возникновения базисной Я-концепции,. Психосоциальный кризис доверия по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову кризис младенчества характеризуется разрывом психологического единства, утраты непосредственного общения с родными взрослыми, завершением ступени оживления.

- Кризис осознания (2,5-3,5 г.; средний - 3 г.). Кризис фуункционирования предметно-практической деятельности, базисного самосознания; новообразование переживания (по Л.С. Выготскому), речи, ВПД. По В.И. Слободчикову это кризис раннего детства, рождения самобытности. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис автономности, т.е. психологического отделения от взрослых на основе Я-концепции.

- Кризис научения /детства/ (5,5-7,5; средний - 6,5 лет). Является кризисов структуирования игровой деятельности, произвольных субьектных психологических процессов (аффективно-коммуникативных). Характеризуется структуированием субьектного сознания, первичного самосознания. Психосоциальный кризис инициативности по Э. Эриксону. По В.И. Слободчикову - кризис детства с разрывом единства Я-реального и Я-идеального, завершение ступени одушевления, совместных предметно-опосредованных действий с близкими взрослыми; освоения физического пространства.

- Кризис созревания (11-15 лет; ср.-13 лет). Кризис функционирования учебной деятельности субьекта, расширения познавательных интересов, новообразования межличностного общения, самопознания и рефлексии, переходной Я-концепции. По Э. Эриксону - психосоциальный кризис достижения. По В.И. Слободчикову - кризис отрочества в становлении самобытности.

-Кризис отречения (17-19 лет; средний - 18 лет). Кризис структуирования личностного общения, Я-концепции, вторичного самосознания персоны. Психологическое отделение от родителей, кризис «вырывания корней».

- Кризис самоопределения /переходный или взросления/ (23-25 лет; средний - 24 г.). Является кризисом функционирования образовательной деятельности, персонных психологических процессов (когнитивных). По Э. Эриксону - кризис идентичности. По В.И. Слободчикову - кризис юности с разрывом идеала и реальности, поиска и освоения общих способов решения логических, этических, социальных задач совместно с общественным взрослым; завершается формирование пространства внутреннего мира (воображение, рефлексия); итог ступени персонности; кризис становления событийности.

- Кризис принятия (34-36 лет; средний - 35 лет). Характеризуется структуированием сознания индивидуальности, новообразования активной Я-концепции, третичного самосознания, семейной, профессиональной определенности. По В.И.Слободчикову - кризис молодости, становления самобытности.

- Кризис инволюции (44-46 лет; средний - 45 лет). Явялется кризисом функционирования трудовой (микросоциальной) деятельности, индивидуальных психологических процессов (когнитивно-рефлексивных). По В.И. Слободчикову - это кризис взрослости с разрывом личного и общечеловеческого смысла жизни; завершением воспроизводства и творчества в системе общественной деятельности; является кризисом мировоззрения с освоением социо-культурного пространства, становления событийности.

- Кризис отвержения /или генеративности/ (55-65 лет; ср.- 60 лет). Является кризисом структуирования персоналистического сознания, новообразования генеративной Я-концепции, креативного самосознания, социальной определенности. По В.И. Слободчикову - кризис зрелости, становления самобытности. По Э. Эриксону - это психосоциальный кризис творчества.

Страницы: 1 2 3 4

Интересные материалы:

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru