Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена

Информация » Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов » Воля, её проявления и волевая готовность спортсмена

Страница 1

воля Необходимо остановиться на понятии "воля". Это нужно тем более, что до сих пор, несмотря на значительные успехи в разработке вопросов воли и общих её методических основ, нет единого взгляда на её природу.

Проблема воли является не только одной из сложнейших, но и, как считал А.С. Макаренко, значимой проблемой в процессе воспитания.

Опираясь на философию диалектического материализма и достижения отечественных физиологов при изучении механизмов произвольного поведения, в настоящее время в плотную подошла к экспериментальному раскрытию различных психических явлений. Тем не менее в научной литературе различные вопросы воли ставились и рассматривались в основном в педагогическом плане. [28].

Почти все авторы при характеристике воли подчёркивают её сознательный, целенаправленный характер. Ими указывается на то, что воля проявляется в действиях, связанных с преодолением препятствий различной степени трудности, что наиболее характерным моментом волевой деятельности человека является волевое усилие, которое необходимо для преодоления различных трудностей.

Таким образом, можно сказать, что в целом проблема воли, особенно вопросы, связанные с её функцией, структурой и взаимосвязью её различных компонентов, разработаны недостаточно. При этом в определённой мере правы и те авторы, которые рассматривают волю как способность, и те, которые определяют её значимость в связи с волевыми действиями и процессами. Опираясь на сказанное выше, можно полагать, что воля воспитывается через волевые действия и процессы, специфика которых заложена в волевом усилии.

Произвольные действия человека вызваны осознанными мотивами и направлены на достижение поставленных целей, поэтому неразрывно связаны со словесным мышлением и осуществляются в условиях высокоактивного состояния мозга, порождаемого работой второй сигнальной системы. По мнению Г.С.Костюка, все эти особенности присущи и собственно волевым действиям, но последние имеют и свою специфику: они направлены на достижение сознательно поставленных целей и связаны с определением трудностей на пути к их достижению. "Произвольные действия характеризуются тем, что они осуществляются в обычных условиях, т.е. в условиях неизменности прочно установившихся стереотипов, отсутствия трудностей. В отличие от этого собственно волевые действия осуществляются в ситуации перестройки стереотипов, т.е. в непривычных новых условиях, при наличии трудностей". [9]. Характеризуя волевые действия, можно сказать, что они являются качественно высшим проявлением произвольных действий человека, активности его сознания.

В современной психологии до сих пор остаётся неразрешённым вопрос о функциональном взаимодействии мотива и воли. Представляется наиболее целесообразным рассматривать мотив как побудительную детерминанту воли, в которой воплощено её содержание, а саму волю - как функцию организации трудной деятельности, которая обусловливает её начало и исполнение. С возникновением волевых действий соответствующий мотив включается в их структуру и способствует дальнейшей стимуляции этих действий, порождая промежуточные цели.

Важным источником возникновения мотивов волевой деятельности является осознание общественных потребностей и ценностей.

На основании опыта волевой деятельности и потребностей в самоутверждении, самореализации и самосовершенствовании формируются непосредственные мотивы волевой деятельности, когда препятствия начинают обладать притягательной силой, риск становится приятным. Такая детерминация волевых проявлений характерна для спорта.

Мотивация волевой деятельности, интегрируясь с притязаниями, самооценкой, системой информационных процессов, порождая стенические эмоции (уверенность, возбуждение, азарт и т.п.), способствует возникновению состояния волевой готовности к экстремальной деятельности, в частности к соревновательной.

Возникновение произвольных действий связано с осознанием мотивов и целей той деятельности, которую эти действия осуществляют. Ещё Ф. Энгельс, говоря о сознательной целенаправленной деятельности людей в истории общества, указывал: "Здесь ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели". [12]. А о мотивах волевого поведения он писал так: "Воля определяется страстью или размышлением. Но те рычаги, которыми, в свою очередь непосредственно определяется страсть или размышление, бывают самого разнообразного характера". [29].

Исходя из описанных выше положений можно считать, что для волевых действий в отличие от произвольных действий характерно наличие и сильного мотива к определённой деятельности, и волевых усилий, способствующих преодолению трудностей, которые препятствуют достижению определённых целей.

Воля, таким образом, - это и процесс, и действие, и состояние и свойство личности. При этом в каждом из этих психических явлений она выполняет свойственную ей функцию сознательной регуляции деятельности и мобилизации возможностей человека. Так, характер процесса обнаруживается в сознательной целенаправленности воли, преднамеренности и произвольности. Специфику действию придаёт волевое усилие, которое связано со своеобразным напряжением мобилизирующего и регулирующего характера. Последнее также лежит в основе состояния волевой активности, которое составляет временную характеристику психической деятельности .

Страницы: 1 2 3

Интересные материалы:

Феномен школьной дезадаптации
По своей психолого-педагогической сущности и способам формирования школьная дезадаптация является сложной и многогранной характеристикой. В современной психологии и педагогике круг исследований, в которых отражены разнообразные аспекты шк ...

Влияние социальных норм на развитие дисциплинированности у сотрудников органов внутренних дел
На дисциплинированность большое влияние оказывает социальное поведение сотрудника. Социальное поведение можно определить как особую форму существования активности человека в обществе, социальных группах, направленную на поддержание и разв ...

Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
Трудности, которые постоянно испытывает семья с проблемным ребенком, значительно отличаются от повседневных забот, которыми живет семья, воспитывающая нормально развивающегося ребенка. Из бесед с родителями и из других данных следует, чт ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psychologyland.ru